Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Аннотация. Психологический параллелизм, прием, основанный на сопоставлении картин из жизни природы и человека, сложился в фольклоре, но оказался продуктивным и в авторском творчестве. Это демонстрирует непрерывность национальной культурной традиции и более широкие сюжетно-изобразительные возможности литературы по сравнению с фольклором. Из всех видов психологического параллелизма, описанных еще А.Н. Веселовским, в русской поэзии XIX века чаще всего встречаются двучленный и одночленный параллелизм. Основным способом образования одночленного параллелизма служит символ. Структура и семантика психологического параллелизма в прозе показана на примере рассказов А.П. Чехова. Анализ литературного материала показал, что в нем широко представлены двучленный и отрицательный параллелизм. Пейзаж у Чехова является не просто композиционным приемом, но содержательным элементом, что важно для более точной передачи испытываемых героиней чувств и эмоций. Явления природы напрямую связаны с каждым из героев. Прием играет не декоративную, а функциональную роль и выявляет связь писателя с национальной традицией.
Ключевые слова: психологический параллелизм, традиция, лирика, проза, Чехов.
Abstract. Psychological parallelism (artistic means based on juxtaposition of nature and individual life) emerged in folklore and further showed its productivity in literary work. It demonstrates the continuity of a national cultural tradition and broader plot and figurative potential of literature, compared to folklore. Of all types of psychological parallelism, outlined by A. N. Veselovsky, one-member parallelism (employing environmental imagery) and two-member parallelism (equating natural images and subjective experience) are most frequently observed in 19th century Russian poetry. The major mode of forming one-member parallelism is a symbol. The structure and semantics of psychological parallelism are illustrated by A. P. Chekhov's stories. The analysis of the literary material has shown that two-member and antithetic parallelism were used. The landscape is not merely a composition but the meaningful element which is crucial to precisely convey the heroine's emotions and feelings. Natural phenomena are directly associated with every character. The means plays not only a decorative but functional role and reveals a strong link between the writer and the national tradition.
Keywords: psychological parallelism, tradition, lyric poetry, prose, Chekhov.
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2024.2(53).283-290
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.