Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Аннотация. На основе этимологического исследования слова «дизайн» в статье раскрывается онтологическая сущность данного явления. Благодаря своим универсальным бытийным свойствам дизайн сегодня включает самые разноплановые работы – это и собственно творческий замысел (проект), и процесс по его реализации (деятельность по конструированию), и полученный результат (продукт). С учетом историографического обзора определений и типологии дизайна в русскоязычной и англоязычной литературе за коренные черты явления предлагается принять проектность, практикоориентированность (функциональность) и эстетичность – свойства, способные в своем триединстве преодолеть дискретность культуры постмодернизма с порожденными ею симулякрами и бесконтрольным потреблением. На основании выявленных характеристик понятия прослеживается связь дизайна с Создателем Вселенной – Творцом бытия. Термин «дизайн» оказывается в равной мере востребованным и объединяющим для филологии, философии, теологии, искусствоведения, культурологии.
Ключевые слова: дизайн, этимология, бытие, философия дизайна, проектность, функциональность, эстетичность, онтология.
Abstract. Based on the etymological study of the word “design”, this article reveals the ontological roots of the phenomenon. Due to its existential properties, design today includes the most diverse works – this is actually a creative idea (project), the process of its implementation (design activity) and the result (product). According to the historiographical review of definitions and typology of design in Russian and English-language literature, it is proposed to take design, practice orientation (functionality) and aesthetics as the root features of the phenomenon – properties capable of overcoming the discreteness of postmodern culture with simulacra and uncontrolled consumption generated by it. Based on the revealed characteristics of the concept, the connection of design with the Creator of the Universe – the Creator of being ‒ is traced. The term “design” turns out to be unifying and equally in demand for philology, philosophy, theology and cultural studies.
Keywords: design, Existence, the philosophy of design, project making, functionality, aesthetics, ontology.
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2024.2(53).369-375
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.