Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Активное проникновение цифровых технологий в жизнь человечества привнесло пласт новых проблем в сферу самосознания личности и актуализировало вопрос о научной рациональности не только самой коммуникации, но и конструктов, продуцируемых коммуникантом по отношению к образам будущего. Причиной подобных тенденций являются сами пользователи цифровых медиа, которые ежеминутно влияют на повседневную коммуникативную деятельность, создавая новые смыслы, погружаясь в иммерсивную среду с помощью аватаров и производя новые визуальные образы, формирующие отношение к собственному и коллективному будущему. Утверждается, что человек есть коммуницирующий посредством знаковых систем субъект, а визуальная составляющая коммуникации есть основа конструирования цифрового тела как проекции образа будущего. На основе ключевых идей социального конструкционизма проведен анализ визуальных процессов конструирования цифровой телесности (анализировались творческие работы студентов — фотоколлажи на тему «Образ будущего»). Установлено, что посредством визуализации идей о человеческом теле в будущем конструируются объекты культурной деятельности человека в силу того, что визуальный знак является коммуникативным конструктом, посредством которого выстраивается «социальный» уровень тела, выраженный в визуальных практиках репрезентации будущего. Доказано, что коммуникативная рациональность фундирует визуальные процессы конструирования цифровых образов телесности.
Ключевые слова: цифровизация, визуальные процессы, коммуникация, рациональность, символизм, конструкционизм, телесность, образ будущего
Proactive embedding of digital technologies into humanity’s life has brought new problems into the sphere of the individual identity and has actualized the issue of scientific rationality not only of communication itself, but also of the constructs produced by the communicant in relation to the images of the future. The reason are the users of digital media, who actively influence on their daily communication activities, creating new meanings, immersing themselves with the help of avatars and producing new visual images that form an attitude towards different kind of future. It is claimed that person is actor, which communicate in terms of semiotic system, and visual part of communication is the background for digital corporeality’s construction as a projection of image of the future. The analysis of the visual processes of constructing digital corporeality was carried out (based on creative works of students). It has been determined that by visualization on the human’s corporeality, cultural objects are constructed because a visual sign is a communicative key, through which we can provide a “social” level of the corporeality. Given by authors contribution makes the resolution that communicative rationality is a foundation of the visual processes of constructing digital images of corporeality.
Keywords: digitalization, visual processes, communication, rationality, symbolism, constructionism, corporeality, image of the future
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.6(31).26
Ссылка на эту статью: Лукьянова Н.А., Шавлохова А.А. Цифровое тело как образ будущего: анализ визуальных процессов конструирования [Электр. ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 6(31). URL: https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1655171
Luk'yanova N.A., Shavlokhova A.A. Digital body as image of the future: The analysis of the visual processes of constructing. Memoirs of NovSU, 2020, no. 6(31). Available at: https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1655171
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.