Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Целью исследования является определение отношения Цицерона к состраданию на примере понятия misericordia. Исследование основано на методе контент-анализа. Для Цицерона сострадание — это горе от чужого незаслуженного несчастья, страсть, имеющая видимость человечности, полезное чувство. В данном определении видится влияние греческой философии. Вместе с тем, Цицерон не считает, как греки, сострадание душевной болезнью и предлагает свое название — душевное волнение. Для эпохи Цицерона и для него самого характерно двойственное отношение к состраданию: то оно является дурной страстью, то проявлением добродетели (что случается чаще). Особое место в дискурсе Цицерона о сострадании занимают рассуждения о милости Цезаря, к которой он относится положительно, чего нельзя сказать о сострадании Антония и к Антонию: здесь понятие misericordia приобретает негативный смысл. О сострадании как об орудии оратора или судебного защитника Цицерон отзывается положительно. В пользу положительной семантики слова misericordia выступает противопоставление данного понятия отрицательным эмоциям и порокам (crudelitas, odium), а также употребление его в одном ряду с добродетелями (virtus, fides, lenitas, humanitas и др.).
Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, misericordia, жалость, сострадание
The article aims at the analysis of Cicero’s attitude to mercy, using the concept of misericordia. The research is based on the method of content analysis. For Cicero, compassion is grief from someone else’s undeserved misfortune, a passion that has the appearance of humanity, a useful feeling. In this definition, the influence of Greek philosophy is seen. However, Cicero does not consider, as the Greeks, compassion as a mental illness and offers its own name — an emotional excitement. For Cicero’s times and for himself, a dual attitude to mercy is characteristic: either it is a bad passion, or a manifestation of virtue (this happens more often). A special place in Cicero’s discourse on compassion is occupied by discussions about Caesar’s mercy, to which he has a positive attitude, which cannot be said about Anthony’s mercy to others or to himself: here the concept of misericordia takes on a negative meaning. Cicero speaks positively of compassion as a tool for a speaker or judicial defender. In favour of the positive semantics of the word misericordia, the concept is opposed to negative emotions and vices (crudelitas, odium), as well as its use along with virtues (virtus, fides, lenitas, humanitas, etc.).
Keywords: Cicero, Ancient Rome, ‘misericordia’, mercy, compassion
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.6(31).7
Ссылка на эту статью: Брагова А.М. Отношение Цицерона к состраданию (на примере понятия misericordia) [Электр. ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 6(31). URL: https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1656301
Bragova A.M. Cicero’s attitude to mercy (using the concept of misericordia). Memoirs of NovSU, 2020, no. 6(31). Available at: https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1656301
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.