История педагогического образования на Новгородчине исчисляется многими десятилетиями. Ее истоки уходят в прошлый век и связаны с работой Николаевской женской гимназии (сейчас 1-я университетская гимназия имени академика В.В.Сороки), ученицы которой получали общепедагогическую подготовку, после чего им давалось право работать учительницами в народных училищах и в качестве домашних наставниц.
Первые специальные педагогические учебные заведения появились в Новгороде в начале 20 века. Это были две учительские семинарии, открытые соответственно в 1901 и 1912 годах. Новгородский институт был создан на базе 1-й и 2-й учительских семинарий и Седлецкого учительского института. Это было первое высшее учебное заведение в древнем русском городе. Институт начал работать с октября 1919 года на территории Антониева монастыря в здании бывшей духовной семинарии. На одном из его отделений велась подготовка работников внешкольного образования с 3-годичным срок обучения, на двух других - учителей для школ I и II ступени с 4-годичным сроком обучения. Всего было 332 слушателя, из них 116 мужчин. Обучение было бесплатным, к тому же 238 студентов получали стипендию, иногородние были обеспечены общежитием и питанием в столовой по первой категории.
1932 год
Преподавали представители старой дореволюционной интеллигенции с университетским образованием, многие из которых работали ранее в вузах Петрограда. В институте имелись неплохо оборудованные кабинеты и лаборатории. Фундаментальная библиотека включала в себя книжное собрание бывшей духовной семинарии - свыше 14 тысяч томов из хранилищ новгородских владык XVIII века Феофана Прокоповича, Амвросия Юшкевича, Стефана Калиновского и других.
С 1922 года в институте основное внимание уделялось практической направленности в подготовке учителей, что привело к изменению в названии вуза, - он стал Практическим институтом народного образования. Срок обучения оставался прежним. Первый курс был общеобразовательным, принимались лица с трехклассным образованием школы II ступени, второй - педагогическим, на третьем и четвертом курсах проходила специализация.
1940 год
Декретом Совнаркома РСФСР от 10 июля 1923 года все Практические институты народного образования, в том числе и Новгородский, были преобразованы в педагогические техникумы. Новгородский педагогический техникум имел 2 отделения - школьное и политико-просветительное. В программу занятий включался курс сельского хозяйства, где учащиеся знакомились с основами полеводства, животноводства, пчеловодства и кооперации. Здесь готовили не только учителей, но и заведующих клубами и избами-читальнями, политпросветорганизаторов для работы прежде всего в сельской местности.
Буров Архип Авдеевич |
Ключников Георгий Антонович |
Басманова Зоя Петровна |
В сентябре 1932 года на базе педтехникума открылся Новгородский государственный педагогический институт имени М.Н.Покровского с историческим, русского языка и литературы, физико-математическим и естественно-географическим факультетами.
В 1934 году он был реорганизован в учительский институт. Физико-математический факультет перевели в Псков, естественно-географический - в Ленинград.
В 1938-1939 учебном году в институте обучалось 672 студента, в следующем - 622, в предвоенном - 436. Работало и вечернее отделение - по группе на каждом курсе. В 1939-1940 учебном году на нем было 86 студентов.
В годы Великой Отечественной войны институт был закрыт.
Работы по восстановлению института началась в 1945 году. В первом послевоенном учебном году в институте работали историко-филологическое, физико-математическое и подготовительное отделения, на которых обучались соответственно 45, 27 и 55 человек.
В 1946-1947 учебном году было открыто естественно-географическое отделение, на котором обучались 23 студента, а в следующем году - 39.
С 1948 года в институте велось заочное обучение. На 1 февраля 1950 года на нем обучалось 402 человека, из них 342 - учителя. Для заочников по всем предметам была разработана тематика контрольных работ, устраивались выездные консультации в Старой Руссе и Новгороде, продавалась методическая литература.
В сентябре 1953 года учительский институт из Боровичей был переведен в Новгород в учебный корпус в Антониевом монастыре и реорганизован в педагогический с историческим, русского языка и литературы, физико-математическим факультетами.
Новгородский государственный педагогический институт после возобновления своей работы в древнем русском городе просуществовал еще 40 лет. За это время были открыты факультеты: естественно-географический, иностранных языков, педагогики и методики начального обучения, индустриально-педагогический.
За все годы существования институт подготовил более 25 тысяч учителей, 87 выпускникам присвоено высокое звание заслуженного учителя школы РСФСР.
Коложвари Нина Людвиговна |
Салопеко Николай Михайлович |
Бутузов Иван Дмитриевич |
Лукашенко Ирина Васильевна |
Люблинская Анна Александровна |
Корегин Кирьяк Иванович |
1983 год
На основании Постановления Совета Министров и Правительства Российской Федерации № 624 от 30 июня 1993 года на базе педагогического и политехнического институтов был создан Новгородский государственный университет. Подготовка учительских кадров продолжилась уже в новых условиях на базе института непрерывного педагогического образования.
В материале использованы сведения из очерка Р.П. Макейкиной "Великий Новгород: школьное и педагогическое образование". В.Новгород, 1999, с. 99.
а также книги "Преподаватели Новгородского Государственного Педагогического Института". В.Новгород, 2009.
Программа деловой игры (405 КБ) |
Дмитрий Михайлович Вертков
Генеральный директор, ОГАУ «Новгородское областное телевидение»
Факультет: психолого-педагогический, специальность "Педагогика и психология"
Группа: 3261
Выпуск: 1998