Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Статья посвящена исследованию эвристического потенциала ассоциативно связанных технических образов для разрешения поставленных киносценарием проблемных ситуаций. Применение методов лингвистического наблюдения и сравнения, количественных подсчётов и концептуального моделирования позволяет реконструировать стоящие за отдельными образами фрагменты речемыслительной деятельности киноперсонажей. На материале более чем 500 выраженных знаком технических образов современного английского языка, извлеченных методом сплошной выборки из более чем десятка художественных киносценариев, исследуется генерирование и трансформация единичных и развёрнутых технических образных схем. Научная новизна состоит в том, что впервые исследуется амплификация (развертывание, достраивание) технической образности в киносценарии в целях достижения понимания между киногероями. Основным выводом является установление доминирования технической образной схемы «ЧЕЛОВЕК > МЕХАНИЗМ» над иными семантическими сферами — природной, зооморфной и антропоцентрической. Техническая образная модель обладает несомненной популярностью в кинематографе, ее привлекают авторы более, чем 20 фильмов из нашей выборки, система видения режиссеров является всеобъемлющей включая от минимум 2 до максимум 21 образной единицы в одной модели, глубоко детализированной (предметность, качественность и деятельность), оригинальной и прагматической. Образное соположение двух сфер (технической и ментальной) в кинематографе актуализирует не всегда лестные для человека импликациии: мышление видится как алгоритмический, строго предсказуемый, лишенный креативности процесс.
Ключевые слова: образность, эвристический потенциал, антропоцентризм, когниция, кинодискурс
The article is devoted to the study of the heuristic potential of associatively linked technical images in solving topical problems outlined in film scripts. The application of such methods as linguistic observation and comparison, quantification ad conceptual modelling allows us to reconstruct pieces of thought activity of film characters that constitute the basic imagery framework. The material of the study is comprised of more than 500 linguistically expressed technical images of the modern English language, extracted through careful selection from a dozen of feature scripts. The material forms the basis for the analysis of generation and transformation of single and multi-unit technical image schemes. The scientific novelty is in the first-hand study of amplification (extension, build-up) of the technical imagery in film scripts aimed at achieving understanding between film characters. The main outcome is the statement of the technical sphere MAN > MECHANISM domination over other semantic domains — natural, zoomorphic, and anthropocentric. The study showed that the technical image scheme is popular with filmmakers (20 feature films use it), the director's vision is all-embracing (there are from 2 to 21 images in each image scheme), specification is deep (subject, qualitative, and predicative images are used), it is original and pragmatically oriented. Image juxtaposition of two spheres (technical and mental) in filmmaking activates meaningful, controversial, and unflattering for a human being implications: the thinking is viewed as algorithmic, strictly predictable and devoid of the creativity process.
Keywords: imagery, heuristic potential, anthropocentrism, cognition, film discourse
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.2(35).212-216
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.