Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Исследуется проблема утраты имманентного свойства субъектности в виртуальной реальности. Утверждается, что визуальная фиксация предметной повседневности превращается в способы ее индивидуализации, а сами изображения становятся способом конструирования мира. На примере анализа творческих работ студентов о будущем «умного города» описан один из вариантов конструирования будущего — процесс дизайнирования, раскрывающий многообразие вариантов предметной среды в образах будущего. В данном процессе система социальных коммуникаций с доминирующей образностью цифровых дискурсов относительно будущего подчиняет себе субъекта и задает определенные стандарты его описания и категоризации. Установлено, что конструируемый таким образом предметный мир имеет отчетливо выраженную интерсубъективную основу. Причиной тому является утрата чувства собственной субъектности, выражающаяся в «залипании» в виртуальной реальности. Возникает ситуация, когда субъект и объект в процессах дизайнирования будущего уже больше не находятся в отношениях взаимной детерминации, взаимного становления. Сделан вывод о том, что исходным условием предметного дизайна будущего становится удержание со-присутствия как отношений множественных Мы, где собственно отношения играют большую роль, чем смыслы.
Ключевые слова: дизайн будущего, образы будущего, интерсубъектность, конструирование, идентичность, социум, умный город, визуальные образы, коммуникации
The paper touches upon the issue of the loss of the immanent property of subjectivity in virtual reality. It is stated that the visual fixation of objective everyday life turns into ways of its individualization and the images themselves become a way to construct the world. Through the example of the analysis of creative works of students on the future of “smart city”, one of the options to construct the future is described: the design process, which reveals the variety of options for the subject environment in the images of the future. In this process, the system of social communications with the dominant imagery of digital discourses about the future subjugates the subject and sets certain standards for its description and categorization. It is found that the objective world constructed in this way has a clearly expressed intersubjective basis. The reason for this is the loss of a meaning of one's own subjectivity, which is expressed in sticking in virtual reality. This situation arises when the subject and object in the processes of the design of the future are no longer in the relationship of mutual determination and mutual formation. The authors conclude that the initial condition of the subject design of the future is the retention of co-presence as relations of multiple We, where the relationship itself plays a greater role than meanings.
Keywords: design of the future, images of the future, intersubjectivity, construction, identity, society, smart city, visual images, communications
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.2(35).251-257
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.