Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Раннее стихотворение C.C.Аверинцева “Fêtes galantes” представляет собой адаптацию мотивов одноименной книги П.Верлена к традициям русской пейзажной лирики. В статье устанавливается связь тематических и образных решений этого стихотворения с изобразительной культурой начала ХХ века, прежде всего книжными иллюстрациями Александра Бенуа, дизайном журналов «Аполлон» и «Старые годы», и с царскосельским мифом Анны Ахматовой. Доказывается, что прототекстом стихотворения является знаменитое стихотворение Ахматовой о Пушкине из ее сборника «Вечер», с учетом интерпретации галантных стилизаций ранней Ахматовой, которую предложил Михаил Кузмин. Анализ источников стихотворения позволяет уточнить интермедиальную тенденцию в русской культуре начала ХХ века, объединявшую стихи и иллюстрации в сложный метатекст, определявший восприятие жанров предыдущих эпох.
Ключевые слова: интермедиальность, книжная иллюстрация, серебряный век, Аверинцев, Ахматова, Бенуа, Кузмин, Верлен
An early poem by S.S.Averintsev Fêtes galantes was an adaptation of the motives of the book of the same name by Paul Verlaine to the traditions of the Russian landscape poetry. The article establishes a connection between thematic and figurative solutions of this poem with the visual culture of the early twentieth century, primarily book illustrations by Alexander Benois, the design of the magazines “Apollo” and “Old Years”, and with the Tsarskoye Selo myth of Anna Akhmatova. It is proved that the prototype of the poem is Akhmatova's famous poem about Pushkin from her collection Evening, taking into account the interpretation of the gallant stylizations of the early Akhmatova, proposed by Mikhail Kuzmin. An analysis of the sources of the poem makes it possible to clarify the intermedial tendency in Russian culture of the early twentieth century, which combined poems and illustrations into a complex metatext that determined the perception of genres of previous eras.
Keywords: intermediality, book illustration, the Silver Age, Averintsev, Akhmatova, Benoit, Kuzmin, Verlaine
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.2(35).236-240
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.