Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
В статье выявлено, каким образом аллюзии на роман Э.М.Форстера «Говардз-Энд» на уровне сюжета, композиции, персонажей, символики помогают раскрытию идейно-художественного своеобразия романа «О красоте» современной британской писательницы Зэди Смит. Общность тематики и проблематики романов частично обусловлена типологическим сходством: Зэди Смит, как и Э.М.Форстер в свое время, стремится отразить современное ей общество, с присущей ему социальной структурой, касается тем социального неравенства и задумывается над возможностью его преодоления. В то же время, в романе Зэди Смит, по ее собственному признанию, можно отметить многочисленные прямые аллюзии к роману «Говардз-Энд». Нарочито акцентируя внимание на аллюзивности своего произведения, современная писательница побуждает читателя сопоставить картины общества начала ХХ и XXI века, творчески переосмысляя ключевую для Форстера тему осознания персонажами своих общественных привилегий и демонстрируя ее развитие в условиях постколониального и мультикультурного общества. Особняк Говардз-Энд в романе Форстера и картина гаитянского художника в романе Зэди Смит рассматриваются в качестве парных символов патриархального и идеализируемого прошлого; обретение их становится для героев обоих романов способом возврата утерянной идентичности и базисом для выстраивания будущего.
Ключевые слова: мультикультурализм, постколониализм, мигрантская идентичность, класс, интертекстуальность
The article reveals how the allusions the novel by the classic of English literature E.M.Forster “Howards End” at the level of plot, composition, characters and symbols contribute to the formation of the ideological and artistic originality of the novel “On Beauty” by the contemporary British writer Zadie Smith. Common themes and problems of the novels are partly due to the typological similarity: Zadie Smith, as well as E.M.Forster in his times tries to reflect the contemporary society with its inherent structure, deals with the topics of social inequality and thinks about the possibility of overcoming it. At the same time in the novel of Zadie Smith by her own admission there are numerous direct allusions E.M.Forster's “Howards End”. Deliberately emphasizing the allusiveness of his novel, the contemporary writer encourages the reader to compare the pictures of society of the early twentieth and twenty first centuries creatively rethinking the key for Forster theme of social privileges and demonstrating its development in post-colonial and multicultural society. The Howards End mansion in Forster's novel and the Haitian artist's painting in Zadie Smith's novel are seen as paired symbols of a patriarchal and idealized past; finding them becomes for the characters of both novels a way to regain their lost identity and a basis for building a future.
Keywords: multiculturalism, postcolonialism, migrant identity, class, intertextuality
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.4(37).461-465
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.