Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Сюжет одной из самых знаменитых гравюр в истории искусства столь же ясен буквально, сколь сопротивляется развернутой интерпретации: изображена ли необратимость последствий грехопадения или просто нарушение начального состояния невинности. Рассматривается повышенное внимание к этой гравюре в русской мысли 1960-х годов, противопоставившей убеждению в линейности прогресса признание принципиальной множественности линий верного развития. Наиболее глубокую интерпретацию гравюры дал Виктор Тростников, перешедший от анализа множественных вероятностей в теории информации к креационизму, основанному на синтезе Парменида, Беркли и православной религиозной философии. Указывается близость позиции Тростникова к поэтической образности Адама и Евы у Бродского и Ахмадулиной, прецедент его философии в трудах болгарского просветителя Петра Берона, привлекших внимание оригинальных русских мыслителей Георгия Гачева и Владимира Бибихина, параллели с философскими взглядами Казимира Малевича и Жиля Делёза.
Ключевые слова: Дюрер, акселерационизм, креационизм, платонизм, история идей, русская религиозная философия
The plot of one of the most famous engravings in the history of art is as clear literally as it resists a detailed interpretation: whether the irreversibility of the consequences of the Fall is depicted or simply a violation of the initial state of innocence. I study the increased attention to this engraving in Russian thought of the 1960s, which opposed the belief in the linearity of progress with the recognition of the fundamental multiplicity of the lines of just development. The deep interpretation of the engraving was given by Viktor Trostnikov, who moved from the analysis of multiple probabilities in information theory to creationism based on the synthesis of Parmenides, Bishop Berkeley, and Orthodox religious philosophy. I mark the closeness of Trostnikov's position to the poetic imagery of Adam and Eve in Brodsky and Akhmadulina, the precedent of his philosophy in the works of the Bulgarian educator Petar Beron, who attracted the attention of the original Russian thinkers Georgy Gachev and Vladimir Bibikhin, parallels the philosophical views of Kazimir Malevich and Gilles Deleuze.
Keywords: Dürer, accelerationism, creationism, Platonism, history of ideas, Russian religious philosophy
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.4(37).469-473
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.