Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Исследуется проблема художественного осмысления статуса художника в современном ему социуме в аспекте литературного диалога Г.Бёлля с Ф.М.Достоевским. Представлены результаты развернутого сравнительно-типологического анализа образов героев из числа деятелей искусства в романах «Неточка Незванова» (скрипача Егора Ефимова) и «Дом без хозяина» (поэта Раймонда Баха), попытки которого до этого в отечественном литературоведении не предпринимались. Это обусловило новизну и актуальность нашего исследования. В процессе сопоставления выявлены схожие приемы репрезентации образов данных персонажей: «взгляд со стороны», сопоставление, выразительная художественная деталь. И Ефимов, и Бах принадлежат к типу художника с загубленным талантом, отличительными чертами которого являются отчаяние, разочарованность, осознание собственной невозможности противостоять негативному влиянию внешней среды, чувство внутренней неудовлетворенности от своего труда, конформизм и желание противопоставить себя обществу и вступить с ним в конфликт. Существенным различием в судьбах героев становится уровень их общественного признания после смерти. Ефимов бесславно умирает и его имя предается забвению, Бах погибает на фронте и его имя и творчество наделяются после этого ореолом героизма и величия. Значительная роль историко-политического контекста в раскрытии образа героя служит показателем индивидуального стиля немецкого писателя, подвергающего творческой переработке художественный опыт русского классика.
Ключевые слова: искусство, художник, конфликт с обществом, Ф.М.Достоевский, Г.Бёлль
The paper examines the problem of artistic understanding of the status of the artist in his contemporary society in the aspect of the literary dialogue between H.Böll and F.M.Dostoevskiy. The paper presents the results of an extensive comparative typological analysis of the images of the heroes among the artists in the novels “Netochka Nezvanova” (the violinist Yegor Efimov) and “House without Guardians” (the poet Raymond Bach) which have not been presented in Russian literary criticism before. That led to the novelty and relevance of our research. In the process of comparison, similar methods of representing the images of these heroes were revealed: ‘a view from the outside’, a comparison, an expressive artistic detail. Both Efimov and Bach belong to the type of artist with a ruined talent, the distinctive features of which are despair, disappointment, the realization of his own impossibility to resist the negative influence of the external environment, a feeling of inner dissatisfaction with his work, conformism and the desire to oppose himself to society and enter into conflict with it. A significant difference in the fates of the heroes is the level of their public recognition after their deaths. Efimov dies ingloriously and his name is consigned to oblivion, Bach dies at the front and his name and work are then endowed with an aura of heroism and greatness. The significant role of the historical and political context in revealing the image of the hero serves as an indicator of the individual style of the German writer, subjecting the artistic experience of the Russian classic to creative processing.
Keywords: art, artist, conflict with society, F.M.Dostoevskiy, H.Böll
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.4(37).474-478
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.