Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Статья посвящена анализу античной риторики и ее влиянию на образование и воспитание добропорядочного гражданина. В предпринимаемом анализе античной риторики осуществляется ее реинтерпретация с позиций современной риторики, а известные риторические концепции софистов, Платона и Цицерона в свете представлений об античном просвещении как единстве воспитания, образования и человечности (παιδεία) позволяют обнаружить дополнительный эвристический потенциал для современных моделей воспитания гражданственности. Здесь для нас важна не публичная риторика как таковая эпохи Античности, сколько языковое искусство в его исполнении определенным человеком, это говорящий человек, греческий и римский муж, каким он предстает или должен предстать в понимании классиков Античности. В данной работе софистическая риторика самоутверждения противостоит риторике привилегированного знания Платона как конкурирующие парадигмы образования и воспитания добропорядочного гражданина, а римская риторика оратора как совершенного гражданина предстает как исторически первая модель преодоления обозначенного противоречия. Наша задача — не примирение софистики и платонизма средствами современной риторики, однако, если это привносит новый импульс в застарелую философскую и риторическую проблему, то почему бы и не посмотреть на возможный эвристический потенциал ее реинтерпретации.
Ключевые слова: античная риторика, воспитание гражданина, история философии, риторика, теория лингвистики
The article is devoted to the analysis of ancient rhetoric and its influence on the education and upbringing of a good citizen. In the undertaken analysis of ancient rhetoric, its reinterpretation is carried out from the standpoint of modern rhetoric, and the well-known rhetorical concepts of the sophists, Plato and Cicero in the light of the ideas of the ancient Enlightenment as a unity of education, education and humanity (παιδεία) allow us to discover additional heuristic potential for modern models of civic education. What is important for us here is not the public rhetoric as such of the Ancient era, but rather the language art performed by a certain person, this is a speaking person, a Greek and Roman man, as he appears or should appear in the understanding of the classics of Antiquity. In this work, the sophistic rhetoric of self-affirmation is opposed to the rhetoric of Plato's privileged knowledge as competing paradigms of education and upbringing of a good citizen, and the Roman rhetoric of the orator as a perfect citizen appears as the historically first model for overcoming this contradiction. Our task is not to reconcile sophistry and Platonism by means of modern rhetoric, but if this brings a new impetus to an old philosophical and rhetorical problem, then why not look at the possible heuristic potential of its reinterpretation.
Keywords: ancient rhetoric, education of the citizen, history of philosophy, rhetoric, theory of linguistics
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.4(37).427-430
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.