Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
В отечественной лингвистике антропонимы исследуются как особый тип лексики с ярко выраженной национально-культурной спецификой значения. Этнокультурный компонент семантики имен собственных определяется в терминах когнитивной лингвистики как этноконнотация или разновидность культурной коннотации — антропонимическая коннотация. Методологическим основанием настоящей работы является понимание лингвокультуры как третьей самостоятельной системы (наряду с языком и культурой), в основе которой лежит ценностный кодекс. Это требует расширения границ и изменения фокуса наблюдения, выявляющего актуальные этнокультурные смыслы и способы их репрезентации в лингвокультуре. Повседневный и фольклорный дискурс рассматриваются как системы взаимообусловленные, единое дискурсивное пространство культуры, в котором формируются этноэстетические вкусы диалектной личности. В настоящей работе приводятся полевые ономастические данные, записанные в станицах и хуторах северо-западной части Кубани последних лет, свидетельствующие о жизнеспособности традиции, транслирующей ее ценностные установки. Имя, будучи знаком этнолингвокультуры, является членом антропонимического кода, единицы которого коррелируют с дискурсивными жанрами этнокультуры. Антропонимический код вырабатывается в дискурсивной практике этнокультуры на основе ее языковых законов и закрепляется в этнокультурном сознании как истинный. Формы имени, используемые в дискурсах разного типа, образуют культурную парадигму имени, к которой апеллирует говорящий в процессе речевой деятельности. Этнокультурное и этноэстетическое взаимосвязаны в этнокультурном восприятии — инородные имена отторгаются, наделяются отрицательными коннотациями. Свое осмысляется как этнокультурный образец и приобретает статус эстетического знака.
Ключевые слова: личное имя, лингвокультура, локальная культура, дискурсивное пространство, этнокультурная парадигма имени, антропонимический код, традиция, этноэстетический идеал имени
In Russian linguistics, anthroponyms are studied as a special type of vocabulary with pronounced national and cultural specific elements in meaning. The ethnocultural component of proper names semantics is termed in cognitive linguistics as ethno connotation or a kind of cultural connotations — anthropological connotation. The methodological basis of this work includes understanding of linguoculture as a third independent system (within language and culture), which is based on the value code. It requires expanding the boundaries and changing the focus of observation, revealing the ethno-cultural meanings and ways of their representation in linguoculture. Everyday discourse and folklore discourse are viewed as interdependent systems, as unified discursive space of culture in which ethno aesthetic tastes of a dialect speaker are developed. This paper presents field onomastic data recorded in the villages of the North-Western part of the Kuban in recent years, these materials indicate the viability of the cultural tradition that translates its values. The name as a sign of ethno lingual culture is a component of the anthropological code, the units of which correlate with the discursive genres of ethnic culture. Anthroponymic code is produced in the discursive practice of ethnic culture. This process is based on the language laws and fixed in ethnic and cultural consciousness as true. The forms of the name used in discourses of different types develop the cultural name paradigm to which the speaker appeals in speech. Ethno-cultural and ethno-aesthetic components are interconnected in the linguacultural perception, foreign names are rejected and obtain negative connotations. It is understood as an ethno-cultural model and acquires the status of an aesthetic sign.
Keywords: personal name, linguoculture, local culture, discourse space, the ethno-cultural paradigm name, anthroponymic code, tradition, ethno-aesthetic naming ideal
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.7(25).12
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.