Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Доступность разработок в научной сфере хотя и является признаком прогресса, но на уровне их интерпретации со стороны медиа нередко формирует у аудитории лженаучные представления. Такого рода ситуация сформировалась по отношению к термину «искусственный интеллект». Зачастую этот термин трактуется журналистами расширительно или некорректно. Нередко он применяется собственно к медийным реалиям и формирует у аудитории иллюзию того, что искусственный интеллект уже существует. Подобная тенденция просматривается не только на уровне медиапрактик, но и на уровне медиаисследований. В данной работе мы пытаемся исправить сложившуюся ситуацию. С этой целью мы конкретизируем термин «искусственный интеллект», обобщая различные подходы исследователей. Затем мы выявляем типичные ошибки по применению этого термина, две из которых считаем важнейшими: отождествление части и целого и подмену понятий. И далее мы пытаемся установить ключевые причины допущения такого рода ошибок: отсутствие у авторов точных представлений об искусственном интеллекте, стремление избежать тавтологии, желание привлечь внимание аудитории. Мы рассматриваем эту проблему как преодолимую и полагаем, что она в целом отражает ситуацию, сложившуюся в сфере популяризации научного знания.
Ключевые слова: искусственный интеллект, робожурналистика, ИИ-журналистика
The wide availability of the products of scientific advancement while being a definite force for good, has also lead to a spread of intentional or accidental misinformation of the populus by the media. One example of this side effect is the frequent misuse of the term “artificial intelligence” which is oft interpreted by journalists in broad or even outright incorrect way. More often than none, it is applied to media-reality that forms a misconception among the audience of a general artificial intelligence already existing in our time. Such a trend is apparent not only in media-practices but also in media-research. This article tries to correct this situation and rigidly define the term “artificial intelligence”, based on its use in different fields of science and technology. It then highlights the two most common misuses of the term: generalization and meaning substitution. The article attempts to determine the key reasons for such occurrences: lack of the scientific understanding of the term among the authors, the desire to expand a text's vocabulary or attract the audience with buzzwords. We treat this problem as avoidable and generally characteristic of the media-field of popular science.
Keywords: artificial intelligence, AI, science communication, science popularization, science-journalism
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.4(29).5
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.