Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Статья выступает пролегоменом изучения феноменологии кошмарного образа клоуна в традиции американского фильма ужасов. Устанавливается явная преемственность этого персонажа с сакральными и историко-культурными фигурами древних цивилизаций, европейского Средневековья и Нового времени. Жрец, шут, балаганный комик и клоун бродячего цирка представляют этапы архетипической феноменологии образа голливудского клоуна-убийцы. Они же позволяют понять механизм бессознательной компенсации утраченных современной массовой культурой символических смыслов классических образов Трикстера. В контексте генезиса североамериканской культуры клоун-убийца приобретает стойкие политико-идеологические коннотации, связанные с онтологическим смысловым конфликтом в истории становления американской демократии. Именно она традиционно балансирует между практикой колониального разбоя в отношении коренного населения, гегемонизмом на мировой арене и демонстративной, развлекательной символикой массовой потребительской повседневности.
Ключевые слова: американский фильм ужасов, архетип Трикстера, клоун-убийца, страх, идеология, массовая культура
The article is a prolegomenon of studying the phenomenology of the nightmarish image of the clown in the tradition of the American horror film. A clear continuity of this personality with the sacred and historical and cultural figures of ancient civilizations, the European middle Ages and Modern times is established. The priest, the jester, the comedian and the traveling circus clown represent the stages of the archetypal phenomenology of the image of the Hollywood killer clown. They also allow us to understand the mechanism of unconscious compensation for the symbolic meanings of classic Trickster images lost by modern mass culture. In the context of the Genesis of North American culture, the killer clown acquires persistent political and ideological connotations associated with the ontological semantic conflict in the history of the formation of American democracy. It has traditionally balanced the practice of colonial robbery against the indigenous population, hegemony on the world stage, and the demonstrative, entertaining symbolism of mass consumer everyday life.
Keywords: American horror film, Trickster archetype, killer clown, fear, ideology, mass culture
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.4(29).24
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.