Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
«Московские стихи» Аверинцева, в которых история столицы и страны прочитываются в свете жития Георгия Победоносца, представляют духовные традиции московской интеллигенции как своеобразное «чистилище». Отказ от «языческих» «жертвоприношений» и страстей и осуждение репрессий представляются как предварительное условие возможности духовной жизни. В этих стихах Аверинцев реализует программу, обоснованную в его филологических изысканиях об Андрее Белом и Вячеславе Иванове. Ее идея — вписывание личных биографических обстоятельств в эсхатологическую христианскую символику как необходимую часть мировой культуры. Хотя в теоретических работах Аверинцев отдает предпочтение Иванову, но в стихах он отдает дань и эсхатологии Андрея Белого. Общим методом этих стихов оказывается переход от «живописности» к «иконописности» как к лучшему способу обозначить большие исторические события емкими символами.
Ключевые слова: Аверинцев, духовные стихи, иконопись, Георгий Победоносец, московский текст, символизм, монотеизм
Averintsev’s “Moscow poems” in which the history of the capital and the country is read in the light of the life of St. George, represent the spiritual traditions of the Moscow intelligentsia as “purgatory”, as the rejection of pagan sacrifices and vices and the condemnation of state terror as a precondition for spiritual life. In these verses, Averintsev implements a program based on his philological research on Andrei Bely and Vyacheslav Ivanov, on incorporating personal biographical circumstances into eschatological Christian symbolism as a necessary part of world culture. Although in theoretical works Averintsev prefers Ivanov, in poetry pays tribute to the eschatology of Andrei Bely. The general movement of these verses is the transition from “pictoriality” to “iconography” as the best way to designate great historical events through capacious symbols.
Keywords: S.S.Averintsev, spiritual verses, icon painting, George the Victorious, Moscow text, symbolism, monotheism
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.4(29).16
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.