Контакты Contacts

Почтовый адрес: Россия, 173003,            г. Великий Новгород,  ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.  

Тел.: 8 (8162) 33-88-30;

Факс: (8162) 97-45-26.

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address:  Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St,   41 Bldg., Editorial Office.

Tel. (8162) 33-88-30

Fax (8162) 97-45-26



Поиск статей по:

Ариас-Вихиль М.А., Московская Д.С. (Arias-Vikhil M.A., Moskovskaya D.S.)

Нoбелевская премия Б.Пастернака (1958) и М.Шолохова (1965) в оценке итальянской критики 

Исследуется реакция наиболее авторитетных итальянских критиков, писателей и публицистов на присуждение Нобелевской премии по литературе писателям из СССР: в 1958 году Б.Л.Пастернаку, в 1965 году — М.А.Шолохову. Заслуживает особого внимания тот факт, что ключевые романы советской литературы ХХ века «Доктор Живаго» Пастернака и «Тихий Дон» М.А. Шолохова вышли в Италии одновременно, что дало повод к их сравнению в критической литературе. Более того, оба писателя не раз были в числе номинантов на премию: в частности, в 1958 году они оказались невольными соперниками в борьбе за внимание Нобелевского комитета. Тон противопоставлению Пастернака Шолохову задала партийная критика в лице члена Компартии Италии К.Салинари. Суждения критики о художественных достоинствах романа Пастернака не отличались единодушием. Однако в своем большинстве итальянская критика поддержала мнение Нобелевского комитета, присудившего премию Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», отметив, что эта премия в лице Пастернака присуждена всей великой русской поэзии ХХ века. Уже через два года Пастернака не стало. В этом смысле пророческой стала оценка литературного критика Д.Вигорелли, увидевшего в романе «Доктор Живаго» «духовное завещание» Пастернака, гуманистический призыв «не потерять человека в бурном потоке истории». В оценке романа «Тихий Дон» и творчества Шолохова в целом итальянская критика проявила полное единодушие, что следует из многочисленных статей и интервью, сопровождавших приезд Шолохова в Италию в 1959 году, а затем и откликов критики в 1965 году в связи с присуждением ему Нобелевской премии в контексте политики «оттепели», проводимой советским руководством.

Ключевые слова: Пастернак, Шолохов, Нобелевская премия, итальянская критика 1950—60 гг., «Доктор Живаго», «Тихий Дон»

Nobel prizes for B.Pasternak (1958) and M.Sholokhov (1965) in the assessment of Italian criticism

The article examines the reaction of the most authoritative Italian critics, writers and publicists to the awarding of the Nobel Prize in Literature to writers from the USSR: in 1958, B.L.Pasternak, in 1965 — M.A.Sholokhov. The fact that the key novels of Soviet literature of the 20th century, “Doctor Zhivago” by Pasternak and “And Quiet Flows the Don” by M.A.Sholokhov came out in Italy at the same time deserves special attention, it gave rise to the comparison of these novels in critical literature. Moreover, both writers were among the nominees for the prize more than once: in particular, in 1958 they turned out to be unwitting rivals in the struggle for the attention of the Nobel Committee. The tone for opposing Pasternak to Sholokhov was set by party criticism in the person of C.Salinari, a member of the Italian Communist Party. Critics' opinions about the artistic merits of Pasternak's novel were not unanimous. However, for the most part, Italian criticism supported the opinion of the Nobel Committee, which awarded the prize to Pasternak “for significant achievements in modern lyric poetry, as well as for continuing the traditions of the great Russian epic novel”, noting that this prize in the person of Pasternak was awarded to all great Russian poetry of the twentieth century. Two years later Pasternak was gone. In this sense, the assessment of the literary critic D.Vigorelli, who saw Pasternak's “spiritual testament” in the novel “Doctor Zhivago”, a humanistic call “not to lose a person in the turbulent flow of history", became prophetic. In assessing the novel “And Quiet Flows the Don” and Sholokhov's work as a whole, Italian criticism showed complete unanimity, which follows from the numerous articles and interviews that accompanied Sholokhov's arrival in Italy in 1959, and then the responses of critics in 1965 in connection with awarding the Nobel Prize to him in the context of the “thaw" policy pursued by the Soviet leadership.

Keywords: Pasternak, Sholokhov, the Nobel Prize, the Italian criticism of 1950—60, the novel “Doctor Zhivago”, the novel “And Quiet Flows the Don”

https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.6(45).713-719

Article.PDF

  

Объявления

Документы

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии