Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Рассматривается проблема популяризации научных знаний в цифровой среде, которая базируется на пересечении вопросов как общего состояния медиаотрасли, так и частного развития популяризаторского дискурса в России. Автором статьи приводится аксиома о том, что современное состояние медиаотрасли обуславливается развитием коммуникации, которое определяет общие правила функционирования медиарынка. Проведенный в статье анализ присваиваемых понятию коммуникации определений позволяет представить её развитие в виде спирали, где коммуникация одновременно формируется обществом и влияет на него, тогда как технический прогресс служит инструментом перехода этого цикла на следующий виток развития посредством создания новой формы коммуникации. Интернет рассматривается автором как инструмент вывода коммуникации на следующий уровень, формирующий интернет-коммуникацию как вид. В статье делается закономерный вывод, что значительные преобразования пришлись на научно-популярную коммуникацию как часть общей медиасреды, которая на раннем этапе интернет-коммуникации разделилась на традиционные и новые медиа. Внутри класса последних, согласно авторской гипотезе, уже на современном этапе за счёт роста глобализации и доступности технического прогресса образовался авторский подвид блогера-популяризатора. Этот подвид стал уникальным примером смешения ролей автора контента и его адресата, поскольку базируется на непрофессиональной аудитории, которая одновременно является потребителем и производителем научно-популярного контента. Вместе с тем делаются выводы, что функционирование этого подвида ставит множество проблемных вопросов как с точки зрения типологических особенностей как представителя современной медиасреды в целом, так и с позиции его функционирования как части актуального научно-популярного дискурса. В заключении автором формулируется специфика проблемы популяризации научных знаний в цифровой среде, включающей вопросы изучения научно-популярной коммуникации в современной интернет-коммуникации и характеристики её участников как с позиций общих закономерностей современной медиасреды и популяризаторского медиадискурса.
Ключевые слова: коммуникация, интернет-коммуникация, научно-популярная коммуникация, СМИ, медиа, медиасреда, новые медиа, блоги
The article studies the problem of scientific knowledge popularization in the digital space, which is based on the intersection of issues of both the general state of the media industry and the development of discourse popularization in Russia particularly. The author of this article suggests an axiom that the current state of media industry is conditioned by the communication development, which determines the general rules of the media market functioning. The analysis of definitions assigned to the concept of communication carried out in the article allows us to imagine its development in the form of a spiral, where communication is formed by society and affects it, while technological progress serves as a transiting tool of this cycle to the new scale of development through creating a new form of communication. The Internet is considered by the author as a tool bringing communication to the next level, forming Internet-communication as a type. The article makes a logical conclusion that significant transformations occurred in popular science communication as part of the general media environment, which at an early stage was divided into traditional and new media. Within the class of new media, according to the author's hypothesis, already at the present time, due to the growth of globalization and the availability of technological progress, an author's subspecies of a blogger-popularizer has been formed. Blogger-popularizer has become a unique example of mixing roles included content author and its addressee, since it is based on non-professional audience, which is both a consumer and a producer of popular science content. At the same time, the functioning of this subspecies raises many problematic issues both from the point of a representative of modern media as a whole and from the position of its functioning as part of the current popular science discourse. In conclusion, the author formulates the specifics of the problem of scientific knowledge popularization in the digital space, including the issues of studying popular science communication in modern Internet communication and the characteristics of its participants, both from the standpoint of the general laws of the modern media environment and popularizing media discourse.
Keywords: communication, Internet communication, popular science communication, mass media, media, media environment, new media, blogs
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.6(45).702-705
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.