Контакты Contacts

Почтовый адрес:  Россия, 173003, г. Великий Новгород,  ул. Б. С.-Петербургская, 41, ауд. 1308, Центр развития публикационной активности.  

Тел.: 8 (8162) 33 88 30 доб. 2294;

Факс: (8162) 97 45 26.

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address:  Russia, 173003, Velikiy Novgorod, Yaroslav the Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., 1308. Editorial Office.

Tel. (8162) 33-88-30 ext. 2294

Fax (8162) 97 45 26



Поиск статей по:

Пахомова А.Ю. (Pakhomova A.Yu.)

К вопросу о типологии медиапотребления дезинформации  

Цель статьи — проанализировать типологию медиапотребления дезинформации. В исследовании проведена сегментация потенциальных потребителей дезинформации по количественным и качественным критериям, дана характеристика потребителей фейковых новостей по психосоциальному критерию для каждой группы. Исследование показало, что потребители дезинформации различаются по тематике новостей, источникам, сформировавшимся привычкам медиапотребления. Описан усредненный портрет целевой аудитории фейков. Автор предлагает коммуникативную модель медиапотребления дезинформации, которая включает основных акторов запуска дезинформации (заказчик, адресант, дезинформация, интерпретация и анализ) и результат восприятия дезинформации — реакцию потребителя (нейтральное отношение к дезинформации, актуализированная тем или иным образом реакция на фейковую новость (репост, лайк, комментарий, репост с авторской подводкой и т.п). Модель имеет прикладной характер, может быть полезна в исследованиях конкретных актов восприятия дезинформации. С учетом сильных и слабых сторон потребителя дезинформации, которые учитывают распространители ложной информации для ее максимальной эффективности, можно усилить положительные аспекты и максимально нейтрализовать отрицательные (либо иметь план по борьбе с ними в случае невозможности их полной нейтрализации).  Коммуникативная модель медиапотребления дезинформации разобрана на примере кейса, дана характеристика и объяснение каждого элемента модели.

Ключевые слова: медиапотребление, дезинформация, фейковая новость, коммуникативная модель

On the question of the typology of media consumption of disinformation

The purpose of the article is to analyze the typology of media consumption of disinformation. The segmentation of potential consumers of disinformation according to quantitative and qualitative criteria is carried out in the study and the characteristic of fake news consumers according to the psychosocial criterion for each group is given. The study has shown that consumers of disinformation differ in terms of news topics, sources and formed media consumption habits. An average portrait of the target audience of fakes is described. The author proposes a communicative model of media consumption of disinformation, which includes the main actors of launching disinformation (customer, addresser, disinformation, interpretation and analysis) and the result of perception of disinformation – the reaction of the consumer (neutral attitude towards disinformation, updated in one way or another reaction to fake news (repost, like, comment, repost with an author’s introduction, etc.) The model is of an applied nature and can be useful in the study of specific acts of perception of disinformation. Taking the strengths and weaknesses of a disinformation consumer into account, it is possible to strengthen the positive aspects and neutralize the negative ones as much as possible (or have a plan to combat with them if it is impossible to completely neutralize them).

Keywords: media consumption, disinformation, fake news, target audience, communication model, disinformation effect, media literacy

https://doi.org/10.34680/2411-7951.2023.2(47).63-69

Article.PDF

  

Объявления

Документы

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии