Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Целью исследования является анализ употребления Цицероном понятия clementia. Мы нашли 49 случаев его использования в работах Цицерона. Вместо него или рядом с ним употребляются такие синонимы, как mansuetudo, lenitas, misericordia и др. Эпитетами для clementia служат слова admirabilis, inaudita, inusitata, singularis и др., что в целом свидетельствует о его положительном значении. Милосердие (clementia) является частью добродетели умеренности (temperantia) наряду с воздержанностью (continentia) и скромностью (modestia), а также употребляется в одном контексте со словами, обозначающими стоические добродетели (benignitas, fortitudo, justitia, modestia, officium, sapientia, temperantia и virtus), что может служить доказательством того, что для Цицерона clementia — это добродетель. Clementia используется как в этико-философском контексте при перечислении добродетелей, являясь одной из них, так и в политическом. Негативно окрашенные слова crudelitas, odium, bellum, delictum, impunitas, inhumanitas, saevitia и др., встречающиеся рядом с clementia, имеют политический смысл и чаще всего связаны с clementia Caesaris. Отношение Цицерона к милосердию таких государственных мужей, как Цезарь, Пизон, Октавиан, скептическое, он не верит в их искренность и считает их милосердие мнимым. 17 случаев употребления понятия в связи с милосердием Цезаря позволяют сделать вывод о том, что Цицерон просто льстит Цезарю с целью спасения своих подзащитных (Дейотара, Лигария) или других политических противников Цезаря, упоминая богов, влияющих на решение диктатора помиловать, а не казнить. Интересно, что Цицерон искренен в своей положительной оценке милосердия других государственных мужей (Брута, Кв.Ферма, Кв.Метелла, П.Сервилия, Нумы Помпилия) и себя самого. Он также положительно отзывается о милости предков, римского народа, ораторов и судей.
Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, clementia, милосердие, Цезарь
The article aims at analysing the use of Cicero’s concept of clementia. We have found 49 cases of its use in Cicero’s works. Instead of it or next to it, such synonyms as mansuetudo, lenitas, misericordia, etc. are used. The words admirabilis, inaudita, inusitata, singularis, etc. serve as epithets for clementia, which in general indicates its positive meaning. Mercy (clementia) is part of the virtue of temperance (temperantia), along with continence (continentia) and modesty (modestia), and is also used in the same context with words denoting Stoic virtues (benignitas, fortitudo, justitia, modestia, officium, sapientia, temperantia and virtus), which may serve as evidence that for Cicero clementia is a virtue. The concept is used both in an ethical and philosophical context when listing the virtues, being one of them, and in a political one. The negatively coloured words crudelitas, odium, bellum, delictum, impunitas, inhumanitas, saevitia, etc., found next to clementia, have a political meaning and are most often associated with clementia Caesaris. Cicero’s attitude to the mercy of such statesmen as Caesar, Piso, Octavian, is skeptical, he does not believe in their sincerity and considers their mercy imaginary. 17 cases of using the concept in connection with Caesar’s mercy allow us to conclude that Cicero is simply flattering Caesar in order to save his clients (Deiotarus, Ligarius) or Caesar’s other political opponents, mentioning the gods that influence the dictator’s decision to spare life rather than execute. Interestingly, Cicero is sincere in his positive assessment of the mercy of other statesmen (Brutus, Qu.Therm, Qu.Metellus, P.Servilius, Numa Pompilius) and himself. He also appreciates the mercy of the ancestors, the Roman people, orators and judges.
Keywords: Cicero, Ancient Rome, clementia, mercy, Caesar
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2023.2(47).75-80
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.