Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
На страницах русскоязычной коллаборационистской прессы всячески доказывалось, что по-настоящему талантливые люди, патриоты своей страны, обязаны бороться против Сталина и коммунистов. Это могли быть как исторические персонажи (например — Александр Невский, Петр I и др.), так и здравствующие представители культуры и искусства (Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Сергей Рахманинов). Если они вставали на антифашистские позиции — гитлеровцы объясняли это страхом писателей и композиторов за свою жизнь или обыкновенной продажностью. Особое место в нацистской пропаганде занимали выдающиеся советские композиторы, в частности Дмитрий Шостакович. Особенно пропаганда активизировалась после его «Ленинградской» симфонии. Признавая его талант, нацистские пропагандисты доказывали, что его в СССР всегда травили, а то, что он делает сейчас, является формой самозащиты от сталинских репрессий.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, нацистский оккупационный режим, нацистская пропаганда, русскоязычная коллаборационистская пресса, Дмитрий Шостакович
The Russian-language collaborationist press aimed to convince Soviet people that truly talented people, patriots of their country, were obliged to fight against Stalin and the communists. To achieve their goal, they found it possible to employ both historical characters such as Alexander Nevsky and Peter I and contemporary representatives of culture and art, Anna Akhmatova, Mikhail Zoshchenko and Sergei Rachmaninov among others. Though the latter were known to air anti-fascist views, the Nazis explained this by the fear of writers and composers for their lives or by ordinary venality. Outstanding Soviet composers, Dmitry Shostakovich in particular, was of crucial importance. The attention of the collaborationist press was focused on the “Leningrad” symphony. Recognizing his talent, Nazi propagandists argued that he had always been persecuted in the USSR, and what he had been doing was a form of self-defense from Stalinist repressions.
Keywords: Great Patriotic War, Nazi occupation regime, Nazi propaganda, Russian-language collaborationist press, Dmitry Shostakovich
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2023.2(47).88-91
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.