Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Аннотация. В статье рассматривается эволюция разных типов женских образов на протяжении всего творчества Горького. В самом первом напечатанном рассказе писателя «Макар Чудра» он в ярко романтической стилистике изобразил борьбу женского и мужского начал, каждое из которых хотело утвердить свою власть над другим. Борьба свободолюбивой красавицы Радды и вольного конокрада Лойко приводит их обоих к трагическому финалу. В психологически усложненных, насыщенных эротикой рассказах «Варенька Олесова» и «Мальва» Горький в полемике с декадентами и в то же время отчасти следуя их канонам создает образы красивых, здоровых, сильных и свободных женщин, которые в борьбе с мужчинами неизменно оказываются победительницами. Позже внимания Горького удостоился другой «вечный» женский образ — образ матери («Мать»). Материнство, способность к продолжению рода, по Горькому, — главная отличительная черта женщины. Но Ниловна ощущает себя матерью, защитницей не только своего сына, но и его товарищей, всех детей земли. В то же время поздний Горький чутко реагировал на социальные и гендерные изменения и показал появление нового типа эмансипированной, умной, успешной, но одинокой женщины-созидательницы (главная героиня пьесы «Васса Железнова», Марина Зотова в эпопее «Жизнь Клима Самгина»). В результате проведенного анализа выявлены как традиции русской классической литературы, так и подлинное новаторство в изображении женских образов Горьким.
Ключевые слова: М. Горький, женские образы, борьба женского и мужского начал, материнство, эмансипация.
Abstract. The article examines the evolution of different types of female images throughout Gorky's work. In the very first printed story of the writer "Makar Chudra", he depicted the struggle of the female and male principles in a vividly romantic style, each of which wanted to assert its power over the other. The struggle of the freedom-loving beauty Radda and the free horse thief Loiko leads them both to a tragic ending. In the psychologically complicated, erotic stories "Varenka Olesova" and "Malva" Gorky in polemics with decadents and at the same time partly following their canons creates images of beautiful, healthy, strong and free women who are invariably the winners in the fight against men. Later, Gorky's attention was given to another "eternal" female image – the image of the mother ("Mother"). Motherhood, the ability to procreate, according to Gorky, is the main distinguishing feature of a woman. But Nilovna feels like a mother, a defender not only of her son, but also of his comrades, all the children of the earth. At the same time, the late Gorky was sensitive to social and gender changes and showed the emergence of a new type of emancipated, intelligent, successful, but lonely woman-creator (the main character of the play "Vassa Zheleznova", Marina Zotova in the epic "The Life of Klim Samgin"). The analysis revealed both the traditions of Russian classical literature and the true innovation in the depiction of female images by Gorky.
Keywords: M. Gorky, female images, the struggle of the feminine and masculine principles, motherhood, emancipation.
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2024.4(55).590-...
Статья.PDF
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.