Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Аннотация. Пьеса Е. Шварца «Дракон» переосмысливает архетипический драконобрческий сюжет с традиционной для него ситуацией жертвоприношения. Триада персонажей – дракон, драконоборец и дева-жертва – традиционно соотносится с архетипами Героя, Тени и Анимы (гармонизирующая женская часть мужской личности). Однако юнгеанский реестр архетипов в данном случае не релевантен, очевидна необходимость и функциональность введения в научный обиход архетипа Жертвы, чья состоятельность подтверждается соответствием критериям архетипичности (вечность, важность, общность, емкость). На материале западноевропейского и славянского фольклора сформулированы и проиллюстрированы основные типологические черты архетипа Жертвы - бессилие, бесправие, бедственное положение (не только из-за монстрообразных существ, но и из-за людских жестоких решений). Анализ пьесы Е. Шварца «Дракон» позволил продемонстрировать процесс адаптации традиционной модели «жертвоприношения» (жертва дракону) и создания нового инновационного типа героини-жертвы: Эльза, первоначально заявленная в пьесе как пассивная жертва, представляет собой динамичный характер, в ходе развития которого привычный архетип Жертвы разрушается за счет детальной разработки психологического состояния «девы в беде» (переживания, сомнения и попытка протеста), ее поэтапного становления как трагической героини.
Ключевые слова: «Дракон», женские архетипы, архетип Жертвы, драконоборческий сюжет, жертвоприношение, Е. Шварц.
Abstract. The play "Dragon" by E. Schwartz reinterprets the archetypal dragon-fighting plot with its traditional situation of sacrifice. The triad of characters – dragon, dragon-slayer and sacrificial maiden – traditionally correlates with the archetypes of Hero, Shadow and Anima (the harmonizing female part of the male personality). However, the Jungian register of archetypes is not relevant in this case; the necessity and functionality of introducing the archetype of the Victim, whose validity is confirmed by its compliance with the criteria of archetypicality (eternity, importance, community and capacity), into scientific use is evident. On the material of Western European and Slavic folklore the main typological features of the Victim archetype – powerlessness, rightlessness, plight (not only because of monster-like creatures, but also because of human cruel decisions) are formulated and illustrated. The analysis of E. Schwartz's play "Dragon" allowed us to demonstrate the process of adapting the traditional model of "offering sacrifice" (sacrifice to the dragon) and creating a new innovative type of the heroine-victim: Elsa, initially stated in the play as a passive victim, is a dynamic character, in the course of whose development the usual archetype of the victim is destroyed through the detailed development of the psychological state of the "maiden in distress" (worries, doubts and attempted protest) and her gradual development as a tragic heroine.
Keywords: "Dragon", female archetypes, Victim archetype, dragon-fighting plot, offering sacrifice, Е. Schwartz.
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2024.3(54).459-467
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.