Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Аннотация. Статья посвящена датировке канонизации прп. Авраамия Галичского (Чухломского). По гипотезе Е.Е. Голубинского, основанной на имеющем лакуну тексте святцев в рукописном сборнике XVI в., решение о канонизации было принято на Соборе 1553 года. Этот фрагмент текста мы сопоставили с другой близкой по содержанию и времени рукописью того же (Игнатия Зайцева) и обнаружили, что лакуна не является случайным пропуском имени преподобного Авраамия. Сообщение о начале празднования с 1553 года в день 20 июля относится к принятию соборного решения об установлении общерусского «среднего» («с полиелеем») вместо «малого» («со славословием») празднования пророку Илии. При изучении рукописных сборников учитывались киноварные пометы на полях, фиксирующие степень празднования, сопоставлялись знаки сносок на полях. Аргументы подтверждают почитание святого Авраамия в середине XVI века и подготовку к его канонизации, но не фиксируют факта и даты соборного решения об установлении празднования ему, обширности и степени торжественности этого празднования.
Ключевые слова: канонизация, прп. Авраамий Галичский (Чухломский), Макариевский собор 1553, святцы, рукописные сборники Игнатия Зайцева, знаки праздников, полиелейная служба, славословная служба, почитание пророка Илии.
Abstract. The article is devoted to the dating of the canonization of St. Abraham of Galich (Chukhlomsky). According to the hypothesis of E. E. Golubinsky, based on the text of the calendar of saints in a handwritten collection of the 16th century, which has a lacuna, the decision on canonization was made at the Council of 1553. We compared this fragment of the text with another manuscript of the same complier (Ignatius Zaitsev), similar in content and time, and found that the lacuna is not an accidental omission of St. Abraham’s name. The message about the beginning of the celebration from 1553 on July 20 refers to the adoption of the council decision to establish an all-Russian "middle" ("with polyeleos") instead of the "small" ("with doxology") celebration of the prophet Elijah. When studying the handwritten collections, cinnabar marks in the margins recording the degree of celebration were taken into account, and footnote signs in the margins were compared. The arguments confirm the veneration of Saint Abraham in the mid-16th century and the preparation for his canonization, but do not record the fact and date of the council decision to establish a celebration for him, the extent and degree of solemnity of this celebration.
Key words: canonization, Saint Abraham of Galich (Chukhlomsky), Makaryev Sobor 1553, calendar of saints, handwritten collections of Ignaty Zaitsev, celebration signs, Polyeleos service, doxology service, veneration of the prophet Elijah.
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2024.3(54).551-560
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.