Почтовый адрес: Россия, 173003,
г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: +7 (8162) 33-88-30
Факс: +7 (8162) 97-45-26
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003,
Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,
B. Sankt-Peterburgskaya St., 41, Editorial Office.
Tel.: +7 (8162) 33-88-30
Fax: +7 (8162) 97-45-26
|
|
Аннотация. Визуальные коммуникации как наиболее популярный вид коммуникаций является одним из эффективных средств изучения меморативного пространства. В статье рассмотрено меморативное пространство Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим», который является частью символического капитала Челябинской области. В качестве материала исследования были выбраны фотографии как наиболее популярное средство визуальной коммуникации. На основе фоторепортажа И. В. Бархатова «Песнопения и прыжки через костер: как прошел день летнего солнцестояния в Аркаиме» в данной статье рассматриваются возможности визуальных коммуникаций в освоении меморативного ландшафта территории. Были проанализированы 27 снимков. Для анализа фотоконтента были использованы тематический и критериальный анализ. Все фотографии были разделены на три группы: «Люди» (изображены люди и их действия), «Атмосфера» (передана обстановка и эмоции праздника), «Материализованная идентичность» (запечатлены элементы материализованных действий людей). Фотографии были проанализированы по таким признакам, как композиция (центр кадра и детали, планы, ракурсы); световые и цветовые решения; смысловое наполнение снимка, транслируемое композицией и работой с цветом и светом. Обилие людей, включенных в празднование, их действия и элементы материализации их действий, запечатленные на фотографиях, указывают на высокую освоенность меморативного ландшафта Аркаима. Часть фотографий передают масштабность пространства с помощью дальнего плана, взятия в объектив природных или рукотворных объектов, на фоне которых люди выглядят маленькими и незначительными, что указывает на историческую и природную значимость данной территории. Автор статьи проводит сравнительный анализ изображений на снимке и впечатлений, полученных в результате включенного наблюдения за происходящим, указывает на некоторые имеющиеся разночтения считывания смыслов. Это обусловлено феноменом акцентуации, возрастающей в прямо пропорциональной зависимости от уровня профессионализма снимающего. В дальнейшем предложенную в статье систему метода анализа фотоконтента как инструмента визуальной коммуникации можно использовать для оценки меморативного пространства и других объектов.
Ключевые слова: Аркаим, бренд, визуальные коммуникации, визуальный образ, меморативный ландшафт, музей-заповедник Аркаим, символический капитал, фотография, фотоконтент.
Abstract. Visual communications, as one of the most popular forms of communication, serve as an effective tool for studying memorial spaces. This article explores the memorial space of the Chelyabinsk State Historical and Archaeological Museum-Reserve "Arkaim," which constitutes a significant part of the symbolic capital of the Chelyabinsk region. Photographs were selected as the primary material for this study due to their widespread use as a visual communication medium. Using the photo report by I. V. Barkhatov, “Chants and Jumping Over a Fire: How the Summer Solstice Was Celebrated in Arkaim,” this article investigates the potential of visual communications to shape and develop the memorial landscape of the site. A total of 27 photographs were analyzed through thematic and criterion-based methods. All photographs were categorized into three groups: "People" (depicting individuals and their actions), "Atmosphere" (conveying the mood and emotions of the celebration), "Materialized Identity" (capturing tangible elements reflecting human actions). Each photograph was examined according to compositional features (such as focal points, framing, perspective, and angles), lighting and color schemes, and the semantic content conveyed through these visual elements. The abundance of participants, their activities, and the material expressions of their actions, as captured in the photographs, indicate a well-developed memorial landscape at Arkaim. Some images utilize long shots incorporating natural or man-made landmarks, rendering people small and insignificant within the frame — underscoring the historical and natural significance of the territory. The author conducts a comparative analysis between the photographic images and personal impressions gathered through participant observation, highlighting certain discrepancies in the interpretation of meanings. These differences are attributed to the phenomenon of accentuation, which intensifies in proportion to the photographer’s level of professionalism. The article proposes that the photo content analysis system developed here can serve as a valuable visual communication tool for assessing memorial spaces and other cultural sites in future research.
Keywords: Arkaim, brand, visual communications, visual image, memorial landscape, Arkaim museum-reserve, symbolic capital, photography, photo content.
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2025.3(58).466-478
![]() Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
![]() License agreement (303 КБ) |
![]() Авторская справка (18 КБ) |
![]() Заключение экспертного совета (80 КБ) |
![]() Лицензионный договор (403 КБ) |
![]() |
![]() |
![]() |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.