Почтовый адрес: Россия, 173003,
г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: +7 (8162) 33-88-30
Факс: +7 (8162) 97-45-26
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003,
Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,
B. Sankt-Peterburgskaya St., 41, Editorial Office.
Tel.: +7 (8162) 33-88-30
Fax: +7 (8162) 97-45-26
|
|
Аннотация. При построении исторических нарративов актуализация прошлого происходит с привлечением образов и символов коллективной памяти. Одним из них является образ Великого Новгорода. Автор настоящей статьи ставит цель изучить способы репрезентации и функции образа Новгорода в историософских взглядах Новгородского общества любителей древности (НОЛД). Означенная проблема исследуется впервые. Работа основана на широком спектре источников, среди которых как опубликованные исторические нарративы (очерки, статьи), так и неопубликованные тексты (стенограммы докладов, заметки, письма). Установлено, что оригинальные историософские идеи предлагались Обществом особо активно в годы Первой мировой войны (1914–1916). После революции 1917 г. творческая деятельность Общества сошла на нет. Автор пришел к выводу, что для НОЛД основной формой репрезентации и организации знания о прошлом является не «научно-исторический труд», а «исторический нарратив». И образ Великого Новгорода в разных своих ипостасях играет в нарративах Общества ключевую роль. Конструирование истории осуществлялось НОЛД, исходя из актуальных, на его взгляд, целей и задач, а также обусловливалось ментальностью членов Общества как социальной группы, имеющей мировоззренческую общность.
Ключевые слова: Новгородское общество любителей древности, Великий Новгород, культурное наследие, исторический нарратив, историософия, актуализация прошлого.
Abstract. Historical narratives reconstruct the past by engaging images and symbols of collective memory, among which the image of Veliky Novgorod holds a prominent place. This article examines the methods of representation and the functions of Novgorod’s image within the historiosophical perspectives of the Novgorod Society of Antiquity Lovers. This study addresses this topic for the first time. It draws on a wide range of sources, including published historical narratives (essays, articles) and unpublished materials (transcripts of reports, notes, letters). The research reveals that the Society proposed original historiosophical ideas most actively during the First World War (1914–1916). Following the 1917 revolution, the Society’s creative activity ceased. The author concludes that for the Society, the primary mode of representing and organizing knowledge about the past was not “scientific-historical work” but rather “historical narrative.” The image of Veliky Novgorod, in its various forms, played a central role in these narratives. The construction of history by the Society was shaped by the goals and priorities it deemed relevant and was influenced by the collective mentality of its members as a social group sharing a common worldview.
Keywords: Novgorod Society of Antiquity Lovers, Veliky Novgorod, cultural heritage, narrative history, philosophy of history, past actualization.
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2025.3(58).562-576
![]() Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
![]() License agreement (303 КБ) |
![]() Авторская справка (18 КБ) |
![]() Заключение экспертного совета (80 КБ) |
![]() Лицензионный договор (403 КБ) |
![]() |
![]() |
![]() |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.