Почтовый адрес: Россия, 173003,
г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: +7 (8162) 33-88-30
Факс: +7 (8162) 97-45-26
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003,
Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,
B. Sankt-Peterburgskaya St., 41, Editorial Office.
Tel.: +7 (8162) 33-88-30
Fax: +7 (8162) 97-45-26
|
|
Аннотация. В данной работе представлены результаты исследования гипержанра коуч-беседы (ГЖ КБ), который авторы относят к институциональному деловому дискурсу, заимствованному русскоязычной лингвокультурой и постепенно обретающему этноспецифичное значение в наши дни. Жанровый «паспорт» ГЖ КБ составлен с учетом факторов генрогенной ситуации (Дементьев В. В.), сложившейся для данного жанра в начале XXI века в России. Общение коуч – клиент представляет собой полиадресную, дискретную, эмоциогенную, непрямую коммуникацию с использованием провокативных речевых жанров с целью обеспечения позитивных когнитивных изменений клиента. Как показало проведенное исследование, гипержанр коуч-беседы – это комплексный речевой жанр усложненной интенциональной структуры, оформляющий полифазную коммуникативную ситуацию с участием коуча и клиента. Строевыми элементами ГЖ КБ являются сужанры, оформляющие фазы общения коуча и клиента, бижанры (позиционные диадные речежанровые комбинации), субжанры (элементарные речевые жанры в речи коуча и клиента). При осмыслении «речежанрового потока» в ГЖ КБ на первый план выходит дискретность коммуникации, в соответствии с которой в репликах коуча и клиента мысли и речевые жанры комбинируются, подвергаются конвергенции (когнитивной и жанровой). Новый смысл обретает субъектное «я» в рамках полиадресной коммуникации в ГЖ КБ: во-первых, для конструирования «желаемого будущего» в речи клиента используется «я экстерьерное» – как дополнительный адресат, помимо партнера по общению; во-вторых, говорящий может обращаться к самому себе, его жанровые высказывания становятся аутореферетными (нотация, укор), а общение с партнером по диалогу демонстрирует некоторые черты автокоммуникации.
Ключевые слова: коучинг, коуч-беседа, речевой жанр, гипержанр, сужанр, субжанр, бижанр, провоцирование, дискурс, генрология, непрямая коммуникация.
Abstract. This paper presents the results of a study on the hypergenre of the coaching conversation, which the authors classify as part of institutional business discourse. This genre, originally borrowed by Russian-language linguaculture, is gradually acquiring ethnospecific characteristics in contemporary Russia. The genre "passport" of the hypergenre of the coaching conversation was developed considering the genrogenic situation framework (Dementyev V.V.), which emerged for this genre in early 21st-century Russia. Coach-client communication is characterized as polyaddress, discrete, emotiogenic, and indirect, employing provocative speech genres to facilitate positive cognitive changes in the client. The study reveals that the coaching conversation hypergenre is a complex speech genre with a multifaceted intentional structure, formalizing a polyphasic communicative situation involving both coach and client.
The building blocks of the HGC CB include subgenres that correspond to distinct phases of coach-client interaction, bi-genres (positional dyadic speech-genre combinations), and elementary subgenres present in the speech of both participants. In analyzing the "speech-genre flow" within the hypergenre of the coaching conversation, the discreteness of communication becomes prominent: thoughts and speech genres are combined within the utterances of coach and client, undergoing cognitive and genre convergence.
Within this polyaddress communication, the subjective "I" acquires new dimensions. Firstly, the "exterior I" functions as an additional addressee — beyond the immediate interlocutor — to construct the client’s "desired future." Secondly, speakers may address themselves, rendering their genre statements self-referential (e.g., through notation or reproach), and the interaction exhibits features of autocommunication alongside dialogue.
Keywords: coaching, coaching talk, speech genre, hyper-genre, sous-genre, subgenre, bi-genre, provocation, discourse, genrology, indirect communication.
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2025.3(58).640-661
![]() Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
![]() License agreement (303 КБ) |
![]() Авторская справка (18 КБ) |
![]() Заключение экспертного совета (80 КБ) |
![]() Лицензионный договор (403 КБ) |
![]() |
![]() |
![]() |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.