Контакты | Contacts

Почтовый адрес: Россия, 173003,
г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.

Тел.: +7 (8162) 33-88-30

Факс: +7 (8162) 97-45-26

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address: Russia, 173003,
Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,
B. Sankt-Peterburgskaya St., 41, Editorial Office.

Tel.: +7 (8162) 33-88-30

Fax: +7 (8162) 97-45-26



Поиск статей по:

Борисенко Т.В. (Borisenko T.V. )

К ВОПРОСУ О ПРИЗНАКАХ КОНЦЕПТА

Аннотация. В статье проведен обзор материалов по теме признак концепта. Проанализированы работы исследователей в области лингвокультурологии (Ю. С. Степанова, В. И. Карасика) и лингвокогнитологии (Н. Н. Болдырева, М. В. Пименовой, З. Д. Поповой и И. А. Стернина и др.) Рассмотрена связь понятия признак концепта с понятием семантический признак, описаны разные подходы к пониманию организации признаков в структуре концепта, приведены виды концептуальных признаков (понятийный, мотивационный, когнитивный классификационный, контекстно-зависимый). В результате обобщения полученной информации предложено определение термину «признак концепта», объясняющее его сущность. В статье также обосновывается роль признаков концепта в формировании концептуальных категорий и объясняется выделение общих, схожих и взаимообратных признаков. В качестве примера приведены фрагменты концептуальных категорий ПРАЗДНИК и САХАР. Используются метод обобщения, метод дефиниционного анализа, описательный метод и метод концептуального анализа.

Ключевые слова: признак, концепт, концептуальная категория, общие признаки, схожие признаки, взаимообратные признаки.

ADDRESSING CONCEPT FEATURE ISSUE

Abstract. The paper presents a comprehensive review of research on the topic of the concept feature. It analyzes the contributions of scholars in the fields of linguacultural studies (Yu. S. Stepanov, V. I. Karasik) and linguacognitology (N.N. Boldyrev, M.V. Pimenova, Z. D. Popova, I. A. Sternin, among others). The relationship between the notions of concept feature and semantic feature is examined, alongside various approaches to understanding the organization of features within the structure of a concept. The paper categorizes conceptual features into several types: conceptual, motivational, cognitive classification, and context-dependent. Based on a synthesis of the reviewed literature, a clear definition of the term “concept feature” is proposed, elucidating its essential nature. Furthermore, the paper substantiates the role of concept features in shaping conceptual categories and clarifies the distinctions between common, similar and mutually inverse features. To illustrate these ideas, fragments from the conceptual categories HOLIDAY and SUGAR are provided as examples. Methodologically, the study employs generalization, definitional analysis, descriptive, and conceptual analysis methods.

Keywords: concept feature, concept, conceptual category, common features, similar features, reciprocal features.

https://doi.org/10.34680/2411-7951.2025.3(58).662-672

Статья PDF

Объявления

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии