Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Статья посвящена исследованию феномена «Византия после Византии» на материале истории образования в России в конце XVII — начале XVIII в. Дан краткий обзор формирования отрицательного мифа о Византии, сопровождавшегося таким явлением, как византизм. Отмечена высокая оценка культурного наследия Византии в историографии постсоветского времени (Г.Г.Литаврин, В.В.Бычков, А.М.Лидов, К.В.Хвостова, Б.Л.Фонкич). Указана причина существования длительного дошкольного периода в истории Руси в результате отказа от любых технических манипуляций со словом, игнорирующих его сакральную сущность, отношения к церковнославянскому языку как к «иконе православия», преобладания на Руси аллегорико-символического толкования реальности, отказа от формально-логических путей познания. Главное внимание в этой связи уделено анализу деятельности в Новгороде ученых греческих иеромонахов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, продолжателей византийских традиций в области богословия, образования и культуры, создателей системы среднего и высшего образования в России.
Ключевые слова: конфессиональные факторы исторического развития, «дошкольный» период в истории России, византиноведение, русско-византийские культурные связи, историческое значение византийской цивилизации, понятийное мышление, аллегореза, грекофилы, исихазм, паламизм, патристика, религиозные понятия Православия, церковнославянский язык
The article is devoted to the study of the phenomenon of “Byzantium after Byzantium” based on the material of the history of education in Russia during the late 17th — early 18th centuries. A brief review of the formation of the negative myth about Byzantium, accompanied by such a phenomenon as Byzantism, is given. A high assessment of the cultural heritage of Byzantium in the historiography of the post-Soviet era is noted (G.G.Litavrin, V.V.Bychkov, A.M.Lidov, K.V.Khvostova, B.L.Fonkich). The article identifies the reason for the existence of a long pre-school period in the history of Russia as a result of the abandonment of any technical manipulations with the word ignoring its sacred essence, the attitude to the Church Slavonic language as an “icon of Orthodoxy”, the prevalence of an allegorical and symbolic interpretation of reality in Russia, as well as the rejection of formal logical knowledge paths. In regards to this the main attention is given to the analysis of the work of the scholars of the Greek hieromonks of the brothers Ioannicios and Sofronios Leichoudes in Novgorod, who were the successors of the Byzantine traditions in the field of theology, education and culture, the creators of the secondary and higher education system in Russia.
Keywords: Confessional factors of historical development, “Pre-school” period in the history of Russia, Byzantine studies, Russian-Byzantine cultural ties, the historical significance of Byzantine civilization, conceptual thinking, allegorez, grecophiles, hesychasm, palamism, patristic, religious concepts of Orthodoxy, Church Slavonic language
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.5(30).1
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.