Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Среди «неканонических», «невысоких» литературных жанров особое место занимает детектив, которому зачастую отводится маргинальная роль. Тем не менее в последние десятилетия этот жанр пользуется огромной популярностью у все большего круга читателей, в связи с чем в 2020 году была учреждена литературная премия «Русский детектив», насчитывающая целых десять номинаций. В стремлении вывести жанр детектива из литературного «гетто» в последние годы авторы пытаются усовершенствовать и обновить как структурные характеристики жанра, так и сам язык, уделяя особое внимание именно лингвистическим аспектам художественного слова. В данной статье на примере филологических детективов Татьяны Шахматовой представлена попытка показать, как определенный культурный багаж автора позволяет ей с легкостью профессионала, владеющего самыми различными приемами, оперировать внутри самого широкого литературного контекста и создавать увлекательные «насыщенные» тексты, обогащающие беллетристику и раскрывающие ее потенциал за счет языковой игры и скрупулезной работы над самим словом. Такая концентрированность на слове и на тексте, в сочетании с непременными интертекстуальными элементами, отсылающими как к классикам, так и к новым медиа и молодежному сленгу, позволяет поставить вопрос, являющийся целью настоящей статьи, а именно поразмышлять об эволюции литературоцентризма в русской культуре и о его гипотетическом конце.
Ключевые слова: детектив, филологический детектив, Т.Шахматова, литературоцентризм, языковая игра
Detective fiction has a peculiar, and often marginal, place among the “non-canonical”, “low-level" literary genres, due to the fact that, historically, it has been mostly perceived as a genre aiming only to entertain the public and not to educate it. Nevertheless, in recent decades, detective fictions are enormously popular among a growing number of readers, and this has led to the establishment of the “Russian Detective” Literary Award in 2020. In an effort to bring the detective genre out of the literary ‘ghetto’ (as per E. Lepisheva’s definition), in recent years authors have tried to improve and update both the structural characteristics of the genre and the language itself, focusing specifically on pun and jokes. This article presents a sample of this attempt on the basis of Tatyana Shakhmatova's philological detective stories, which clearly show how the author’s cultural background allows her to operate within a broad literary context and create fascinating, rich texts, useful also to reveal the potential of the genre itself. This kind of focus on the word (including jokes and pun), combined with intertextual elements, referring to Russian literature classics, social media and youth slang, allows to reflect on the actual fate of Russian literature-centrism.
Keywords: detective fiction, philological detectives, T.Shakhmatova, literature-centrism, pun
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.1(40).52-56
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.