Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Проблема обусловленности речевого этикета коммуникативными установками и социальной дифференциацией общества рассматривается в диахроническом аспекте. Расширение диапазона этикетных средств происходит обычно в периоды интенсивного развития языка, изменения условий его функционирования, связанных с кардинальными преобразованиями в государственном устройстве и всех сферах жизнедеятельности общества. Исследуются некоторые особенности формирования и функционирования норм речевого этикета в деловом языке XVIII в., роль которого в жизни общества возрастает в связи с реформами Петра I. Затрагивается вопрос о преемственности и новациях в области делового речевого этикета, совершенствование которого происходит в нескольких направлениях, что приводит к преобразованию нормы, выстраиванию шкалы этикетных языковых средств, маркирующих «горизонтальные» и «вертикальные» официально-деловые отношения.
Ключевые слова: речевой этикет, речевые формулы, деловой язык, деловая коммуникация XVIII в.
The article deals with the problem of speech etiquette as manifestation of politeness in the diachronic aspect. Speech etiquette norms in the business language of the 18th century are investigated associated with Peter's reforms which are preconditioned by the creation of a new cultural and linguistic environment. The expansion of the range of etiquette means usually occurs in the course of intensive development of the language and variations in the linguistic landscape caused by major transformations in the state structure and all spheres of social activity. Special attention is paid to the issues of consistency and innovations in the field of business speech etiquette. Intensive changes in such discourse result in further transformation of norms and form a scale of etiquette language means, marking the “horizontal” and “vertical” business relations.
Keywords: speech etiquette, speech formulae, business language, business communication of the 18th century
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.1(26).14
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.