Контакты Contacts

Почтовый адрес: Россия, 173003,            г. Великий Новгород,  ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.  

Тел.: 8 (8162) 33-88-30;

Факс: (8162) 97-45-26.

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address:  Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St,   41 Bldg., Editorial Office.

Tel. (8162) 33-88-30

Fax (8162) 97-45-26



Поиск статей по:

Чэн Цзиньтао (Cheng Jintao)

Прилагательное «грамотный» в русской языковой картине мира: когнитивно-дискурсивный подход

Прилагательные, обозначающие свойства личности человека, являются одним из значимых фрагментов русской языковой картины мира. Семантические особенности имён прилагательных представляют собой широчайшую область для исследовательского поиска. А наибольший интерес вызывают вторичные значения прилагательных, которые более ярко отражают универсальные и специфические явления в языках и культурах различных народов. В статье исследуются семантические аспекты функционирования прилагательного «грамотный» в современном языке, также рассматривается стереотипное представление современных носителей русского языка и культуры о грамотном человеке в значении ‘обладающий необходимыми знаниями в какой-либо области’. При помощи методов когнитивно-дискурсивного подхода и контекстуального анализа рассматриваются некоторые особенности функционирования прилагательного «грамотный» в языковой картине мира носителей русского языка. Исследование выполнено на материале данных словарных источников, контекстов «Национального корпуса русского языка» и интернет-источников, а также на основании результатов анкетирования носителей русского языка. Полученные результаты могут быть использованы для презентации прилагательного «грамотный» в иностранной аудитории, при составлении учебного словаря свойств личности, будут способствовать более успешной межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: грамотный, когнитивно-дискурсивный подход, прилагательное, свойство личности, языковая картина мира

The adjective “literate” in the Russian picture of the world: a cognitive-discursive approach

Adjectives denoting humans’ personality traits are one of the significant fragments of the Russian linguistic view of the world. The semantic features of adjectives represent the widest area for research. And the secondary meanings of adjectives, which reflect the universal and specific phenomena in the different peoples’ languages and cultures more clearly, are of the most interest. The article examines the semantic aspects of the adjective ‘literate’ functioning in the modern language, also considers the stereotypical representation of modern speakers of the Russian language and culture of a literate person in the sense of ‘possessing the necessary knowledge in any field’. Using the methods of the cognitive-discursive approach and contextual analysis, some features of the functioning of the adjective ‘literate’ within the linguistic view of the world of the Russian language native speakers were studied. The study is carried out on the basis of data from lexicographic sources, the contexts of the Russian National Corpus and Internet sources, as well as the results of the native Russian speakers’ survey. The results of the study can be used to present the adjective ‘literate’ to a foreign audience, when compiling an educational dictionary of personality traits and will contribute to more successful intercultural communication.

Keywords: linguistic view of the world, cognitive-discursive approach, adjective, personality trait, literate

https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.5(44).584-588

Article.PDF

  

Объявления

Документы

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии