Контакты Contacts

Почтовый адрес: Россия, 173003,            г. Великий Новгород,  ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.  

Тел.: 8 (8162) 33-88-30;

Факс: (8162) 97-45-26.

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address:  Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St,   41 Bldg., Editorial Office.

Tel. (8162) 33-88-30

Fax (8162) 97-45-26



Поиск статей по:

Васильев С.А. (Vasil'ev S.A.)

«Еще одна дверь, и перед нами сердце Византии» (Стилевые черты образа Айя-Софии в прозе начала ХХ века)

К изображению константинопольского храма Софии Премудрости Божией — стамбульской Айя-Софии в первые десятилетия ХХ века обращались в своих прозаических произведениях И.А.Бунин, Н.С.Гумилев, И.С.Шкапа. Наиболее развернуто и содержательно это сделал И.А.Бунин в своей «путевой поэме», открывающей одноименный цикл «Тень птицы», что является темой отдельного исследования. Цель данной статьи — выявить стилевые особенности образов Айя-Софии в «Африканском дневнике» Н.С.Гумилева и в книге очерков литературного секретаря А.М.Горького И.С.Шкапы «Лицом к лицу», в значительной степени строящихся на основе художественного диалога с Буниным. Н.С.Гумилев создал целостный образ храма, однако целью его поездки и, соответственно, основным фокусом художественного внимания была Африка. В отличие от Бунина, отражая культурный стиль иной эпохи и, вероятно, не без решения полемических задач, подробное, выстроенное через контраст впечатлений от внешнего вида и внутреннего убранства, интерьера храма, но без бунинских ретардаций и лирико-поэтической доминанты собственное описание храма создает И.С.Шкапа. Он сделал акцент на иронии, антирелигиозной пропаганде и классовой борьбе, что, впрочем, оказалось существенно смягченным в последнем прижизненном издании его журналистской книги в 1990 г.

Ключевые слова: И.А.Бунин, Н.С.Гумилев, И.С.Шкапа, образ, храм, Айя-София

“One more door and here comes the heart of Byzantine” (The stylistic features of image of Hagia Sophia in the prose of early XX century)

The image of the Church of Holy Wisdom of Constantinople which is nowadays is Hagia Sophia Grand Mosque was used in works of I.A.Bunin, N.S.Gumilev, I.S.Shkapa in the early 20th century. The most complete and full description was made by I.A.Bunin in his “travel poem” from “Bird’s Shadow”. The goal of this article is to analyze the similarities and stylistics of the images of Hagia Sophia in Gumilev’s “African Diary” and Shkapa’s “Face to Face”. Both of this works take a lot from Bunin’s work, so they are made on the basis of a special dialog with him. N.S.Gumilev made a full image of the church, but his main goal was to explore the culture of Africa. I.S.Shkapa showed a cultural style of another era through the contrast of impressions from the appearance and interior decoration without lyrical-poetic dominance and retardation we saw in Bunin’s work. He focused on irony, anti-religious propaganda and class struggle.

Keywords: I.A.Bunin, N.S.Gumilev, I.S.Shkapa, image, church, Hagia Sophia

https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.5(44).589-592

Article.PDF

  

Объявления

Документы

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии