Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Экзистенциал страха перед адом в романах Дж.Джойса «Портрет художника в юности» и В.Пелевина «Непобедимое солнце» исследуется как перцептивный момент человеческого сознания на переломе эпох при интенсивном обращении к прошлому. Принцип феноменологической редукции Э.Гуссерля позволяет обособить сознание и исследовать границы его интенциональности с целью увидеть изменения способов влияния страха перед адом на повседневность в длительном историческом времени, включая большие исторические контексты. Постмодернистское обыгрывание Пелевиным двух исторических эпох (поздней античности и современности) переосмысляет отношение к модернистскому восприятию бытия как предмета переживания сознанием времени героями романа «Портрет художника в юности». Поэтому джойсовское историческое время становится образцом специфической хронологии ретроспектив и перспектив у современного автора. Обращение Пелевина к позднеантичным и христианским формам страха дает возможность представить страх не просто одним из экзистенциалов бытия, но условием персонализации опыта в постмодернистской реальности, а также как один из способов преодоления экзистенциалистского «большого нарратива». Поэтому постоянная редефиниция границ личного опыта у Пелевина становится результатом переосмысления модернистской комбинаторики Джойса, но с учетом достижений современной философской мысли, открывающей бесконечное число альтернативных вселенных и берущей за основу уже не подлинную реальность, а только ощущение от нее.
Ключевые слова: Дж.Джойс, В.Пелевин, экзистенциал страха, страх перед адом, страх Божий, феноменологическая редукция, интенциональность, сознание, множественная реальность
The existential fear of hell in the novels by J.Joyce “Portrait of an Artist as a Young Man” and V.Pelevin “The Invincible Sun” is explained as a perceptual moment of human consciousness at the turn of epochs with an intense reference to the past. The principle of phenomenological reduction according to E.Husserl allows us to isolate consciousness and explore the limits of its intentionality. This principle of reasoning leads us to see the changes in the way the fear of hell influenced everyday life in a long historical time. Pelevin rethinks Joyce’s modernist perception of being as an object of experience by the consciousness of time and shows the result in the construction of two historical eras — the era of late antiquity and modernity. Therefore, the historical time of the novel “Portrait of an Artist as a Young Man” becomes a model for the specific chronology of retrospectives and perspectives in Pelevin’s novel. Pelevin’s appeal to late antique and Christian forms of fear makes it possible to present fear not just as one of the existentials of being, but as a condition for the experience personalization in postmodern reality, and also as one of the ways to overcome the existentialist “great narrative”. Pelevin’s rethinking of Joyce’s modernist combinatorics constantly redefines the framework of his characters’ personal experiences. This becomes possible, not least, thanks to the achievements of new philosophical thought, which discovers an infinite number of alternative universes and takes as a basis not true reality, but only an impulse from it.
Keywords: J.Joyce, V.Pelevin, fear existential, fear of hell, fear of God, phenomenological reduction, intentionality, consciousness, multiple reality
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.5(44).597-602
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.