|
Статья подготовлена в рамках исполнения проекта
«Фактор этнической идентичности в контексте управления конфликтно-консенсусными процессами в полиэтничной молодёжной среде Омского региона» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и администрации Омской области
(проект № 18-411-550006 р_а)
Статья посвящена исследованию проблемы идентичности представителей молодого поколения. Автор даёт краткую характеристику молодёжи с позиции социологического подхода, называя одним из критериев отнесения индивида к данной социальной группе критерий самоидентификации. В статье описаны этапы и механизмы формирования идентичности, особое внимание уделяется соотношению социальных и личностных механизмов. Компоненты социальной памяти – человек как носитель информации, циркулирующая в социуме информация, текущая социальная практика и механизмы актуализации информации в обществе – рассматриваются в контексте их влияния на идентичность в целом и региональную идентичность в частности. Анализируя взаимозависимость процессов формирования идентичности и социальной памяти, автор делает вывод об опасности «отключения» социальной памяти у молодого поколения, о необходимости выявления рисков трансформационных искажений и управления ими, называет возможные причины неэффективности явных механизмов формирования идентичности. Исследовать региональную идентичность молодого поколения можно через изучение миграционных установок, выявление отношения молодых людей к патриотическому воспитанию, их знаний о региональной символике и памятниках культуры. Эти переменные можно не только исследовать, но и влиять на них через те или иные компоненты социальной памяти.
Ключевые слова: молодёжь, идентичность, региональная идентичность, механизмы формирования идентичности, социальная память.
Библиография
Антонова 2000 – Антонова И. В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания. Самара, 2000. С. 471–487.
Загребин 2014 – Загребин В. В. Подходы к определению категории «молодёжь» // Концепт. 2014. № 2. С. 26–30. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ekoncept.ru/2014/14030.htm (дата обращения: 14.09.2019).
Хабермас 1995 – Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью / Пер. с нем. Москва, 1995.
Хвыля-Олинтер 2010 – Хвыля-Олинтер Н. А. Национально-культурная идентичность современной российской молодёжи в условиях глобализации: методология социологического анализа: диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Москва, 2010.
Чехлов 2002 – Чехлов С. Ю. Методологический анализ категории «социальная память»: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Кемерово, 2002.
Татьяна Маратовна Овчинникова
Омский государственный педагогический университет, Россия.
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии.
E-mail: t_ovch@mail.ru
The study was funded by Russian Foundation for Basic Research
and administration of the Omsk region (project number 18-411-550006 р_а)
The article is devoted to the problem of young generation identity. The author gives a brief description of youth from the sociological point of view, with self-identification as a criteria of belonging to this social group. The article describes the stages and mechanisms of identity formation, special attention is paid to interrelation of social and personal mechanisms. The components of social memory – a person as a carrier of information, information circulating in society, current social practice and mechanisms for updating information in society – are considered in the context of their impact on identity in general and regional identity in particular. Analyzing interdependence of the processes of identity formation and social memory, the author concludes about the danger of “disabling” social memory among young generation, the need to identify the risks of transformational distortions and to manage them, and identifies possible reasons for the inefficiency of explicit mechanisms of identity formation. It is possible to study regional identity of young generation through the study of migration attitudes, revealing attitude of young people to patriotic education, their knowledge of regional symbols and cultural monuments. It is possible not only to investigate these variables, but to influence them through certain components of social memory.
Keywords: youth, identity, regional identity, mechanisms of identity formation, social memory.
References
Antonova 2000 – Antonova I. V. The Problem of Personal Identity. Psychology of Self-Consciousness. Samara, 2000. P. 471–487. In Russian.
Chekhlov 2002 – Chekhlov S. Yu. Methodological Analysis of the Category “Social Memory”. Thesis of PhD in Philosophy. Kemerovo, 2002. In Russian.
Habermas 1995 – Habermas J. Democracy. Mind. Morality. Moscow Lectures and Interviews. Transl. into Russian. Moscow, 1995.
Khvylya-Olinter 2010 – Khvylya-Olinter N. A. National and Cultural Identity of Modern Russian Youth in the Context of Globalization: Methodology of Sociological Analysis. Thesis of PhD in Sociology. Moscow, 2010. In Russian.
Zagrebin 2014 – Zagrebin V. V. Approaches to “Youth” Category Definition. Concept. 2014, 2. P. 26–30. URL: https://e-koncept.ru/2014/14030.htm. In Russian.
Tatiana M. Ovchinnikova
Omsk State Pedagogical University, Russia.
PhD in Philosophy, Associate Professor of Philosophy Department.
E-mail: t_ovch@mail.ru