|
В статье исследуется значение университетов в городской жизни современной России. Автор представляет классификацию городов, основанную на их взаимосвязи с высшими учебными заведениями. Прежде всего, проводится различие между городами, где расположены университеты, и городами, где их нет. Среди первых отдельно рассматривается особая категория – университетские города. В исследовании анализируется миссия образовательной среды вузов в городской жизни, определяется специфика университета как социального института города и подчёркивается роль университета в формировании городской идентичности. Отмечается, что университеты оказывают влияние на многие социокультурные процессы в жизни городов, служат центрами образования, просвещения, культуры, инноваций и социального партнёрства. Вузы воздействуют на миграционные процессы, влияют на развитие городской среды, имиджевые показатели городов. Автор доказывает тезис о том, что университеты принимают участие в моделировании городской и региональной идентичности, на примере ряда городов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Утверждается, что университеты в пространстве Европейского Севера России выполняют социокультурную миссию по увеличению притока населения в регион, созданию привлекательности северных территорий, городов арктической зоны как перспективных площадок для современных инновационных проектов в науке, культуре и экономике.
Ключевые слова: город, городская идентичность, урбосфера, университет как социальный институт, университет в городе, города Европейского Севера России.
Библиография
Горнова 2018 – Горнова Г. В. Структура городской идентичности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3 (20). С. 14–16.
Икеда, Садовничий 2005 – Икеда Д., Садовничий В. На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании. Москва, 2005.
Кудряшова, Сорокин 2018 – Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. Социальная ответственность в контексте «третьей миссии» университетов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 5. С. 142–149.
Пунина, Ромашова 2015 – Пунина К. А., Ромашова М. В. Университет и город: технологии формирования имиджа (случай Перми) // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 2. С. 83–93.
Стась 2018 – Стась И. Н. Университет как фактор развития городской среды: современные подходы (случай Сургутского государственного университета) // Северный регион: наука, образование, культура. 2018. № 3 (39). С. 23–27.
Строгецкая 2015 – Строгецкая Е. В. Динамика институциональной модели университета в условиях социокультурных изменений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 3. C. 142–150.
Ясперс 2006 – Ясперс К. Идея университета / Пер. с нем. Т. В. Тягуновой; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Минск, 2006.
Charles 2005 – Charles D. R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic: Learning, Partnership and Place / Ed. by C. Duke, M. Osborne, B. Wilson. Leicester, 2005. P. 148–150.
Clark 1998 – Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities. Oxford, 1998.
Duderstadt 2006 – Duderstadt J. University-Industry-Government Partnerships for a 21st Century Global, Knowledge-Driven Economy: An American Perspective // Universities and Business: Partnering for the Knowledge Society. Ed. by Luk. E. Veber, James J. Duderstad. London, Paris, Genève, 2006. P. 19–29.
Fernández-Esquinas, Pinto 2014 – Fernández-Esquinas M., Pinto H. The Role of the University in Urban Regeneration: Reframing the Analytical Approach // European Planning Studies. 2014. Vol. 22 (7). P. 1462-1483. DOI: 10.1080/09654313.2013.791967.
Светлана Сергеевна Касаткина
Череповецкий государственный университет, Россия.
Кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии.
E-mail: SvetlanaCH5@rambler.ru
The article explores the importance of universities in the urban life of modern Russia. The author presents a classification of cities based on their relationship with higher education institutions. First of all, a distinction is made between the cities with universities and cities without universities. A special category of city-university is considered separately. The work characterizes the mission of the universities educational environment in urban life, determines the specifics of the university as a social institution of the city, and emphasizes the role of the university in the formation of urban identity. It is noted that universities influence many cultural processes in the life of cities, serve as centers of education, enlightenment, culture, innovation and social partnership. Universities affect migration processes, urban environment development and branding metrics of cities. The author proves the thesis that universities are involved in modeling urban and regional identities, using the example of the cities in the North-West Federal District of the Russian Federation. It is argued that universities in the European North of Russia carry out a cultural mission to increase the influx of population into the region, to create the attractiveness of the northern territories, cities of the Arctic zone as promising sites for modern innovative projects in science, culture and economics.
Keywords: city, urban identity, urban sphere, university as a social institution, university in the city, cities of the European North of Russia.
References
Charles 2005 – Charles D. R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities. Rebalancing the Social and Economic: Learning, Partnership and Place. Ed. by C. Duke, M. Osborne, B. Wilson. Leicester, 2005. P. 148–150.
Clark 1998 – Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities. Oxford, 1998.
Duderstadt 2006 – Duderstadt J. University-Industry-Government Partnerships for a 21st Century Global, Knowledge-Driven Economy: An American Perspective. Universities and Business: Partnering for the Knowledge Society. Ed. by Luk. E. Veber, James J. Duderstad. London, Paris, Genève, 2006. P. 19–29.
Gornova 2018 – Gornova G. V. Structure of Urban Identity. Newsletter of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research. 2018, 3 (20). P. 14–16. In Russian.
Ikeda, Sadovnichy 2005 – Ikeda D., Sadovnichy V. At the Turn of the Century. Dialogues about Education and Upbringing. Moscow, 2005. In Russian.
Jaspers 2006 – Jaspers К. Die Idee der Universität. Transl. into Russian by T. V. Tyagunova. Minsk, 2006.
Kudryashova, Sorokin 2018 – Kudryashova E. V., Sorokin S. E. Social Responsibility in the Context of the “Third Mission” of Universities. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series “Humanitarian and Social Sciences”. 2018, 5. P. 142–149. In Russian.
Fernández-Esquinas, Pinto 2014 – Fernández-Esquinas M., Pinto H. The Role of the University in Urban Regeneration: Reframing the Analytical Approach. European Planning Studies. 2014, Vol. 22 (7). P. 1462–1483. DOI: 10.1080/09654313.2013.791967.
Punina, Romashova 2015 – Punina K. A., Romashova M. V. University and City: Image-Building Technologies (case of Perm). Labyrinth: Journal of Philosophy and Social Sciences. 2015, 2. P. 83–93. In Russian.
Stas 2018 – Stas I. N. University as a Factor in the Development of the Urban Environment: Modern Approaches (case of Surgut State University). Northern Region: Science, Education, Culture. 2018, 3 (39). P. 23–27. In Russian.
Strogetskaya 2015 – Strogetskaya E. V. The Dynamics of the Institutional Model of the University in the Context of Socio-Cultural Changes. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 12: Psychology. Sociology. Education. 2015, 3. P. 142–150. In Russian.
Svetlana S. Kasatkina
Cherepovets State University, Russia.
PhD in Philosophy,
Associate Professor of the History and Philosophy Department.
E-mail: SvetlanaCH5@rambler.ru