Пирогов С.В. (Pirogov S.V.)

Article PDF

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ ГОРОДА И ГОРОДСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ

В статье анализируются методологические возможности применения концептов «социальный / культурный / символический капитал» и «городская креативность» как ресурсов развития города. В силу многозначности определения этих понятий предлагается взять в качестве теоретической основы концептуальные разработки понятий капиталов П. Бурдьё, но с учётом специфики их применения относительно города. Дефиниции социального, культурного и символического капиталов города заданы на основе тезиса П. Бурдьё о трёх состояниях капитала: инкорпорированном (воплощённом в человеческих качествах), объективированном (воплощённом в вещах) и институционализированном. Выявлены причины дефиниционных разногласий относительно этих понятий: конвертируемость социального, культурного и символического капиталов; дисциплинарные рамки исследования; существование нематериальных ресурсов в когнитивной форме – как некоторого знания о специфике конкретного города и ресурсов его развития. Показаны негативные социальные последствия понимания городской креативности как формирования кластеров креативных индустрий.

Ключевые слова: город, социальный капитал, культурный капитал, символический капитал, городская креативность.

Библиография
Бурдьё 2002 – Бурдьё П. Формы капитала / Пер. с англ. М. С. Добряковой // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 6074.
Коулман 2001 –
Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий / Пер. с англ. Л. Стрельникова, А. Стасенко // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121–139.
Папушина 2012 –
Папушина Ю. О. Приглашение к исследованию: креативные индустрии в России как объект социологического исследования // Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения. Санкт-Петербург, 2012. С. 71–90.
Радаев 2002 –
Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 20–32.

Сергей Владимирович Пирогов
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия.
Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии.
E-mail: pirogoff@ngs.ru

 

CULTURAL CAPITAL OF THE CITY AND URBAN CREATIVITY:
PROBLEMS OF DEFINITION

The article analyzes the methodological capabilities of the concepts of social, cultural and symbolic capital and urban creativity as resources for urban development. Due to the ambiguity of these concepts, it is proposed to take Pierre Bourdieu’s conceptual works for the definition of the capital, but with the specific application to the city. The definition of social, cultural and symbolic capital of the city is given on the basis of Bourdieu’s thesis about the three states of the capital: incorporated (embodied in human qualities), objectified (embodied in things) and institutionalized. The reasons of disagreements about these concepts are: the convertibility of social, cultural and symbolic capital; the disciplinary framework of research; the non-material cognitive resources as some knowledge about the specificity of a particular city and its development. The author shows negative social consequences of understanding urban creativity as the formation of clusters of creative industries.

Keywords: city, social capital, cultural capital, symbolic capital, urban creativity.

References
Bourdieu 2002 – Bourdieu P. The Forms of Capital. Transl. into Russian by M. S. Dobryakova. Journal of Economic Sociology. 2002, Vol. 3 (5). P. 60-74.
Coleman 2001 – Coleman J. Social Capital in the Creation of Human. Transl. into Russian by L. Strelnikov, A. Stasenko.
Social Sciences and Contemporary World. 2001, 3. P. 121–139.
Papushina 2012 – Papushina Yu. O. Invitation to Research: Russia’s Creative Industries as a Subject of Sociological Investigation.
Creative Industries in the City: Challenges, Projects, and Solutions. St. Petersburg, 2012. P. 71–90. In Russian.
Radaev 2002 - Radaev V. V. The Concept of Capital, the Forms of Capitals and their Conversion.
Journal of Economic Sociology. 2002, Vol. 3 (4). P. 20–32. In Russian.

Sergey V. Pirogov
National Research Tomsk State University, Russia.
PhD in Philosophy, Associate Professor of Sociology Department.
E-mail: pirogoff@ngs.ru