|
Статья подготовлена в рамках исполнения проекта
“Factor Analysis of Benchmarking Technologies for Management of Smart-Uni-Q Systems (Descriptive Approach of Quality in the Frame of EHEA)”
при поддержке Института перспективных исследований Московского педагогического государственного университета
(проект № 0-1238)
Авторы исследуют историю лимерикской идеи об обучающихся городах и результаты реализации мирового проекта «Обучающийся регион – обучающийся город – обучающееся сообщество», предлагают к рассмотрению разнообразие идей в опыте отдельных регионов и городов. В статье даётся определение понятия бенчмаркинга, демонстрируются особенности использования технологии бенчмаркинга в реализации целей устойчивого развития – Sustainable Development Goals (SDG). На конкретных примерах раскрываются роль и возможности неформального и информального обучения в процессе реализации мирового проекта. Основная дискуссия в статье ведётся вокруг вопросов: «Применимы ли бенчмаркинг-технологии к анализу эффективности проекта в разных регионах мира?», «Как бенчмаркинг-инструментарий может быть использован в оценке отдельных образовательных показателей обучающегося сообщества в отдельно взятом городе или регионе?». Авторы анализируют возможности бенчмаркинг-исследований через опыт австрийского, китайского, французского и канадского феномена устойчивого развития.
Ключевые слова: обучающийся регион, обучающийся город, обучающееся сообщество, бенчмаркинг, цели устойчивого развития.
Библиография
Адлер и др. 2004 – Адлер Ю. П., Аронов И. З., Шпер В. Л. Что век текущий приготовил? Менеджмент XXI века – продолжение краткого обзора основных тенденций // Методы менеджмента качества. 2004. № 1. С. 57–69.
Рябов 2018 – Рябов О. Р. Целевые ориентиры образовательного бенчмаркинга в профессиональной подготовке дизайнеров // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2018. Т. 18. № 10. С. 109–114.
Сибгатуллина 2012 – Сибгатуллина И. Ф. Ценности и стратегии проекта «Обучающееся сообщество – обучающийся регион» // Социокультурные механизмы преемственности ценностей / Под ред. Р. К. Омельчук и др. Иркутск, 2012. С. 235–239.
Сибгатуллина 2018 – Сибгатуллина И. Ф. Многовекторность европейских интеграционных процессов образования как фактор устойчивости инновационной экономики // Проблемное обучение в современном мире / Под ред. Д. М. Шакировой. Казань, 2018. С. 21–28.
Скобельцына, Сибгатуллина 2013 – Скобельцына Е. Г., Сибгатуллина И. Ф. Трансфер проекта «Обучающийся регион – обучающееся сообщество» в Российской Федерации // Казанский педагогический журнал. 2013. № 2 (97). С. 75–82.
Харрингтон, Харрингтон 2004 – Харрингтон Х. Дж., Харрингтон Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде! 20 шагов к успеху / Пер. с англ. Б. А. Резниченко. Санкт-Петербург, 2004.
Rigby 2003 – Rigby D. K. Management Tools 2003: An Executive’s Guide // Bain & Company. January 01, 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bain.com/insights/management-tools-2003-an-executives-guide/ (дата обращения 19.08.2019).
Skelton 2003 – Skelton M. The Continuing Value of Benchmarking. APQC, January 2003.
Tucker 1995 – Tucker S. Benchmarking: A guide for educators. Corwin Press, 1995.
Ирина Фагимовна Сибгатуллина
III Институт интеллектуальных интеграций, Вена, Австрия
(III Institut für intellektuelle Integration, Wien, Österreich).
Директор международных программ науки, образования и культуры.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга, Россия.
Профессор кафедры экономики и менеджмента Елабужского института (филиала).
Московский педагогический государственный университет, Россия.
Профессор, исследователь.
Доктор психологических наук.
E-mail: office@rbs-ifie.at
Людмила Николаевна Нугуманова
Институт развития образования Республики Татарстан, Казань, Россия.
Доктор педагогических наук, профессор, ректор.
E-mail: irort2011@gmail.com
The study was funded by Institute for Advanced Study of Moscow State Pedagogical University
(project number 0-1238)
The authors present the history of the Limerick idea of the learning cities and the results of the world project “Learning region – learning city – learning community”, offer to consider a diversity of ideas in the experience of individual regions and cities. The article defines the concept of benchmarking, discusses the features of the use of benchmarking technologies in the implementation of Sustainable Development Goals (SDG). The role and opportunities of non-formal and informal education in the implementation of the world project are revealed on specific examples. The main discussion of the article is conducted around the following questions. Are benchmarking technologies applicable to the analysis of project effectiveness in different regions of the world? How benchmarking tools can be used in the assessment of individual educational indicators of the learning community in a particular city or region? The authors analyze the possibilities of benchmarking research through the experience of the Austrian, Chinese, French, Canadian phenomenon of sustainable development.
Keywords: learning region, learning city, learning community, benchmarking, Sustainable Development Goals.
References
Adler et al. 2004 – Adler Yu. P., Aronov I. Z., Shper V. L. What Has the Current Century Prepared For? Management of the XXI Century – the Continuation of a Brief Review of the Main Trends. Quality Management Methods. 2004, 1. P. 57–69. In Russian.
Harrington, Harrington 2004 – Harrington H. J., Harrington J. S. High Performance Benchmarking: 20 Steps to Success. Transl. into Russian by B. A. Reznichenko. St. Petersburg, 2004.
Riabov 2018 – Riabov O. R. Targeted Landmarks of Educational Benchmarking in Professional Training of Designers. Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2018, Vol. 18 (10). P. 109–114. In Russian.
Rigby 2003 – Rigby D. K. Management Tools 2003: An Executive’s Guide. Bain & Company. January 01, 2003. URL: https://www.bain.com/insights/management-tools-2003-an-executives-guide/.
Sibgatullina 2012 – Sibgatullina I. F. Values and Strategies of the Project “Learning Community – Learning Region”. Social and Cultural Mechanisms for the Continuity of Values. Ed. by R. K. Omelchuk et al. Irkutsk, 2012. P. 235–239. In Russian.
Sibgatullina 2018 – Sibgatullina I. F. The Multi-Vector of the European Integration Processes in Education as a Factor of Sustainability of the Innovation Economy. Problem-based Learning in the Modern World. Ed. by D. M. Shakirova. Kazan, 2018. P. 21–28. In Russian.
Skelton 2003 – Skelton M. The Continuing Value of Benchmarking. APQC, January 2003.
Skobeltsyna, Sibgatullina 2013 – Skobeltsyna E. G., Sibgatullina I. F. Transfer of the Project “Learning Region – Learning Community” in Russian Federation. Kazan Pedagogical Journal. 2013, 2 (97). P. 75–82. In Russian.
Tucker 1995 – Tucker S. Benchmarking: A Guide for Educators. Corwin Press, 1995.
Irene F. Sibgatullina
III Institute for Intellectual Integration, Vienna, Austria.
Director of International Programs for Science, Education and Culture.
Kazan (Volga region) Federal University, Yelabuga, Russia.
Professor of Economics and Management Department of Yelabuga Institute.
Moscow State Pedagogical University, Russia.
Professor, Researcher.
Doctor of Psychology.
E-mail: office@rbs-ifie.at
Ludmila N. Nugumanova
Institute of Education Development of the Republic Tatarstan, Kazan, Russia.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector.
E-mail: irort2011@gmail.com