|
В статье рассматриваются проблемы взаимосвязи города и университета, оценивается место и роль вуза в духовной жизни провинциального города как смыслового и системообразующего центра городского социокультурного пространства. Показана взаимосвязь основных подсистем городского пространства. Раскрывается специфика социального назначения молодых высших учебных заведений в малых и средних городах России, их отличие от крупных, исторически сложившихся федеральных университетов. Подчёркивается опасность депопуляции городских поселений Русского Севера, обозначаются причины, вынуждающие наиболее активную часть городского населения покидать родные места. Обращается внимание на негативные последствия тенденции сокращения числа вузов в малых и средних городах России для будущего страны. Автор выделяет основные функции провинциального университета, через которые осуществляется его влияние на развитие города и региона в целом. В частности, речь идёт о функции социальной адаптации, демографической, культурной и кадровой функциях. Определяется роль научно-педагогического состава вуза как части креативного класса, от деятельности которого зависит будущее города. Раскрываются объективные и субъективные факторы, которые, по мнению автора, мешают университету эффективно реализовать свою роль в социокультурной реальности.
Ключевые слова: университет, городское пространство, социокультурная среда, функции университета, высшее образование, развитие города.
Библиография
Ашутова, Желнина 2019 – Ашутова Т. В., Желнина З. Ю. Стратегический проект «Креативный город – территория развития» как модель взаимодействия опорного университета и региона // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 116–126.
Балюшина 2017 – Балюшина Ю. Л. Пути преодоления кризиса малых городов: социально-философский аспект // Современный город: власть, управление, экономика. Город как проект. Вып. VII. Пермь, 2017. С. 77–87.
Касаткина 2018 – Касаткина С. С. Урбосфера: практики осмысления городского пространства: монография. Череповец, 2018.
Лысенкова 2018 – Лысенкова М. А. Роль университета в развитии «умного города» // Глобальный научный потенциал. Экономика и управление. 2018. № 11 (92). С. 108–113.
Пунина, Ромашова 2015 – Пунина К. А., Ромашова М. В. Университет и город: технологии формирования имиджа (случай Перми) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 2. С. 83–92.
Флорида 2007 – Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. А. Константинова. Москва, 2007.
Чернышёва 2017 – Чернышёва Т. Л. Университет как драйвер развития города // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 209–219.
Masuda 1980 – Masuda Y. The information society as post-industrial society. Tokyo, 1980.
Stehr 1994 – Stehr N. Arbeit, Eigentum und Wissen: Zur Theorie von Wissengesellschaften. Frankfurt-am-Main, 1994.
Ольга Вениаминовна Смирнова
Череповецкий государственный университет, Россия.
Кандидат философских наук,
профессор кафедры истории и философии.
E-mail: ovsmirnova35@gmail.com
The article deals with the problems of the relationship between the city and the university, assesses the place and role of the university in the spiritual life of the provincial city as a semantic and system-forming center of urban cultural space. The author shows interrelation of the main subsystems of urban space, reveals the specifics of the social purpose of young higher educational institutions in small and medium-sized cities of Russia, their difference from large, historically formed Federal universities. The article shows the danger of depopulation of urban settlements of the Russian North, the reasons forcing the most active part of the urban population to leave their native places. The attention is drawn to the negative consequences of the tendency to reduce the number of universities in small and medium-sized cities of Russia. The author identifies the main functions of a provincial university, its influence on the development of the city and the region. In particular, social adaptation, demographic, cultural, and personnel functions are described. The article shows the future role of scientific and pedagogical university staff as a creative class of the city, reveals objective and subjective factors that prevent university from effectively realizing its role in cultural reality.
Keywords: university, city environment, cultural space, functions of university, higher education, urban development.
References
Ashutova, Zhelnina 2019 – Ashutova T. V., Zhelnina Z. Y. Strategic Project «Creative City Territory of Development» as a Model of Interaction between Flagships University and Region. Higher Education in Russia. 2019, 27 (3). P. 116–126. In Russian.
Baliushina 2017 – Baliushina Y. L. Ways to Overcome the Crisis of Small Towns: Socio-Philosophical Aspect. Modern Town: Power, Management, Economic. Town as Project. Vol. VI. Perm, 2017. P. 77–87. In Russian.
Chernysheva 2017 – Chernysheva T. L. University as a Driver of City Development. Pedagogical Review. 2017, 2 (16). P. 209–219. In Russian.
Florida 2007 – Florida R. The Rise of the Creative Class. And How It’s Transforming Work, Leisure and Everyday Life. Transl. into Russian by A. Konstantinov. Moscow, 2007.
Kasatkina 2018 – Kasatkina S. S. Urbosphere: Practices of Understanding Urban Space. Cherepovets, 2018. In Russian.
Lusenkova 2018 – Lusenkova M. A. Pole of University in Development Smart City. Global Scientific Potential. Economics and Management. 2018, 11 (92). P. 108–113. In Russian.
Masuda 1980 – Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo, 1980.
Punina, Romashova 2015 – Punina K. A., Romashova M. V. The University and the City: Image Formation Technologies. Labyrinth. Journal of Social and Humanitarian Studies. 2015, 2. P. 83–92. In Russian.
Stehr 1994 – Stehr N. Arbeit, Eigentum und Wissen: Zur Theorie von Wissengesellschaften. Frankfurt-am-Main, 1994.
Olga V. Smirnova
Cherepovets State University, Russia.
PhD in Philosophy, Professor of History and Philosophy Department.
E-mail: ovsmirnova35@gmail.com