|
В работе исследуются визуальные стратегии репрезентации городской среды в советских, российских и зарубежных букварях и азбуках. На страницах первых книг для чтения школьников ярко проявляется отражение символической политики конструирования политической и территориальной идентичности. Если в советских учебниках XX века образ города воплощает проект модернизации, то в постсоветских изданиях проявляются постмодернистские тенденции репрезентации города и его жителей. Происходит виртуализация пространства, изображаемого в книгах для обучения грамоте, сужение тематики изображения прагматических аспектов городской среды. В ряде изданий в изображениях города наблюдается проявление политики памяти, репрезентация «мест коллективной памяти», доминирующая над репрезентациями процессов глобализации. В современных зарубежных изданиях букварей и азбук отчасти повторяются общие тенденции репрезентации города, но при этом заметна этнонациональная и политическая специфика. В идеальном, с точки зрения взрослых, образе городской среды для ребёнка доминируют природные элементы, а место для игр изображается удалённым от города.
Ключевые слова: город, городская среда, букварь, азбука, символическая политика, глобализация.
Библиография
Агаркова, Агарков 2013 – Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука: учебник по обучению грамоте и чтению. Москва, 2013.
Архангельская и др. 1970 – Архангельская Н., Карлсен Е., Кеменова А., Худак С. Букварь. Издание пятое. Москва, 1970.
Афанасьев, Костин 1934 – Афанасьев П. О., Костин Н. А. Букварь. Издание второе. Москва, 1934.
Безрогов и др. 2011 – Безрогов В. Г., Макаревич Г. В., Баранникова Н. Б. Глобализация и конструирование современного учебника для начальной школы // Педагогика и психология в России: вчера, сегодня, завтра. Вып. 2 / Под ред. А. В. Головинова, Д. С. Петрова. Алейск, Барнаул, 2011. С. 59–64.
Бочавер и др. 2017 – Бочавер А. А., Корзун А. Н., Поливанова К. Н. Уличный досуг детей и подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 4, № 3. С. 470–490.
Вахштайн 2016 – Вахштайн В. С. Идентичность города не зависит от идентичности горожан // Arch:speech. ISD Forum. 2016, 19 сентября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archspeech.com/article/viktor-vahshtayn-identichnost-goroda-ne-zavisit-ot-identichnosti-gorozhan (дата обращения: 20.08.2019).
Вашуленко, Вашуленко 2018 – Вашуленко М. С., Вашуленко О. В. Українська мова. Буквар (1 клас). У 2-х ч. Київ, 2018.
Власова 2011 – Власова Т. А. Репрезентация национальной культуры в современных русских и удмуртских букварях // «На фоне Пушкина воспитанное детство»: педагогика визуального в учебнике и на картине / Под ред. М. В. Тендряковой, В. Г. Безрогова. Москва, 2011. С. 16–34.
Воскресенская 1952 – Воскресенская А. И. Букварь. Издание девятое. Москва, 1952.
Гарифуллина, Мияссарова 2018 – Гарифуллина Ф. Ш., Мияссарова И. Х. Әлифба. Казан, 2018.
Головин 1937 – Головин Н. М. Букварь. Москва, 1937.
Горецкий и др. 1987 – Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Букварь. Издание седьмое. Москва, 1987.
Горецкий и др. 2004 – Горецкий В. Г., Шанько А. Ф., Берестов В. Д., Кирюшкин В. А. Русская азбука: учебник для 1 класса. Москва, 2004.
Горецкий и др. 2018 – Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. Азбука: учебник для общеобразовательных организаций (1 класс). В двух частях. Часть 1. Москва, 2018.
Димитрова и др. 2016 – Димитрова П., Ковачева Л., Бончева М., Петрова Н. Буквар за първи клас. София, 2016.
Казакова 2011 – Казакова Л. П. Азбука постмодерна // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2011. № 12. С. 59–70.
Казакова, Кошель 2015 – Казакова Л. П., Кошель В. А. Формирование национальной идентичности и подготовка педагогов новой генерации // Социология образования. 2015. № 3. С. 113–121.
Климанова, Макеева 2011 – Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука: учебник для общеобразовательных учреждений (1 класс). В двух частях. Часть вторая. Москва, 2011.
Клышка 1986 – Клышка А. К. Буквар. Мiнск, 1986.
Клышка 2017 – Клышка А. К. Буквар: падруч. для 1-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання. Мінск, 2017.
Костин 1947 – Костин Н. А. Букварь. Издание второе. Ленинград, 1947.
Редозубов 1930 – Редозубов С. П. Наши слова. Букварь и первое чтение. Издание третье. Москва, Ленинград, 1930.
Редозубов 1946 – Редозубов С. П. Букварь для обучения чтению и письму. Издание второе. Москва, 1946.
Сальникова, Галиуллина 2013 – Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарские буквари на кириллице: от букваря Н. И. Ильминского до советских учебников конца 1930–1950-х гг. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 111–129.
Свадковский 1962 – Букварь / Под ред. И. Ф. Свадковского. Издание десятое. Москва, 1962.
Скрипченко, Вашуленко 1986 – Скрипченко Н. Ф., Вашуленко М. С. Буквар. 3-е изд. Київ, 1986.
Чередниченко 1992 – Чередниченко Д. Материнка. Київ, 1992.
Чумарна 2018 – Чумарна М. І. Українська мова. Буквар 1 клас: у 2-х ч. Тернопіль, 2018.
Элькина 2018 – Элькина М. Компактность, гигантизм и устойчивость: краткий словарь урбаниста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/@newgomel-kompaktnost-gigantizmi-ustoichivost-kratkii-slovar-urbanista (дата обращения: 26.02.2020).
Filippova 2009 – Filippova O. Politics of Identity through School Primers: Discursive Construction of Legitimate Image of State, Nation and Society in Soviet and Independent Ukraine // Anthropology of East Europe Review. 2009. Vol. 27 (1). Р. 29–36.
Kazakova 2017 – Kazakova L. P. Visual Representation of Realities with Different Ontological Status in Contemporary Primers and ABC-books // AI & SOCIETY. Journal of Knowledge, Culture and Communication. 2017. Vol. 32 (1). P. 79–87.
Silova et al. 2014 – Silova I., Mead M., Palandjian G. Pedagogies of Space: (Re)Mapping National Territories, Borders, and Identities in Post-Soviet Textbooks // (Re)Constructing Memory: School Textbooks and the Imagination of the Nation. Ed. by James H. Williams. Rotterdam, Boston, Taipei, 2014. Р. 103–130.
Silova, Palandjian 2018 – Silova I., Palandjian G. Soviet Empire, Childhood, and Education // Revista Española de Educación Comparada. 2018, 31. P. 147–171.
Лариса Петровна Казакова
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва.
Кандидат психологических наук,
старший преподаватель кафедры психологии.
E-mail: kazakovaLP@yandex.ru
The paper discusses the visual strategies of representation of the image of the urban environment in Soviet, Russian and foreign primers. The pages of first schoolbooks for reading clearly show the reflection of the symbolic practice politics of constructing political and territorial identity. In the Soviet textbooks of the XX century the image of the city embodies the modernization project. The post-Soviet publications show postmodern tendencies of representation of the city and its inhabitants. There is a virtualization of the space depicted in books for literacy. The pragmatic aspect of the urban environment is illuminated. In a number of publications, images of the city demonstrate a manifestation of the memory policy, a representation of “places of collective memory”, more than representations of globalization processes. Modern foreign editions of alphabets repeat the general trends of representation of the city, but at the same time the ethnonational and political specifics are noticeable. From the adults’ point of view, the ideal image of the child’s urban environment is mostly consisted of the elements of nature, and places for games is depicted as remote from the city.
Keywords: city, urban environment, primer, symbolic politics, globalization.
References
Afanasiev, Kostin 1934 – Afanasiev P. O., Kostin N. A. Primer. Moscow, 1934. In Russian.
Agarkova, Agarkov 2013 – Agarkov N. G., Agarkov Yu. А. Primer. Textbook on Literacy and Reading. Moscow, 2013. In Russian.
Arhangelskaya et al. 1970 – Arhangelskaya N., Karlsen E., Kemenova A., Khudak S. Primer. Moscow, 1970. In Russian.
Bezrogov et al. 2011 – Bezrogov V. G., Makarevich G. V., Barannikova N. B. Globalization and Design of a Modern Textbook for Elementary School. Education and Psychology in Russia: Yesterday, Today, Tomorrow. Vol. 2. Ed. by A. V. Golovinov, D. S. Petrov. Aleysk, Barnaul, 2011. P. 59–64. In Russian.
Bochaver et al. 2017 – Bochaver A. A., Korzun A. N., Polivanova K. N. Outdoor Pastimes of Children and Teenagers. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017, Vol. 4 (3). P. 470–490. In Russian.
Cherednichenko 1992 – Cherednichenko D. Primer. Kiev, 1992. In Ukrainian.
Chumarna 2018 – Chumarna M. I. Ukrainian Language. Primer (1st Grade). In 2 parts. Ternopil, 2018. In Ukrainian.
Dimitrova et al. 2016 – Dimitrova P., Kovacheva L., Boncheva M., Petrova N. Primer. Sofia, 2016. In Bulgarian.
Elkina 2018 – Elkina M. The Compact Size, Scale, and Sustainability: A Concise Dictionary of the Urbanist. URL: https://vk.com/@newgomel-kompaktnost-gigantizmi-ustoichivost-kratkii-slovar-urbanista. In Russian.
Filippova 2009 – Filippova O. Politics of Identity through School Primers: Discursive Construction of Legitimate Image of State, Nation and Society in Soviet and Independent Ukraine. Anthropology of East Europe Review. 2009, Vol. 27 (1). Р. 29–36.
Garifullina, Miyassarova 2018 – Garifullina F. Sh., Miyassarova I. Kh. Primer. Kazan, 2018. In Tatar.
Golovin 1937 – Golovin N. M. Primer. Moscow, 1937. In Russian.
Goretsky et al. 1987 – Goretsky V. G., Kiryushkin V. A., Shanko A. F. Primer. Moscow, 1987. In Russian.
Goretsky et al. 2004 – Goretsky V. G., Shanko A. F., Berestov V. G., Kiryushkin V. A. Russian ABC-Book. The Textbook for 1st Grade. Moscow, 2004. In Russian.
Goretsky et al. 2018 – Goretsky V. G., Kiryushkin V. A., Vinogradskaya L. A., Boykina M. V. ABC-Book. Textbook (1st Grade). In 2 parts. Part 1. Moscow, 2018. In Russian.
Kazakova 2011 – Kazakova L. P. The Postmodern Primer. Vestnik MGUP. 2011, 12. P. 59–70. In Russian.
Kazakova 2017 – Kazakova L. P. Visual Representation of Realities with Different Ontological Status in Contemporary Primers and ABC-books. AI & SOCIETY. Journal of Knowledge, Culture and Communication. 2017, Vol. 32 (1). P. 79–87.
Kazakova, Koshel 2015 – Kazakova L. P., Koshel V. A. The Formation of National Identity and the Training of Teachers of a New Generation. Sociology of Education. 2015, 3. P. 113–121. In Russian.
Klimanova, Makeeva 2011 – Klimanova L. F, Makeeva S. G. Primer. Textbook for Educational Institutions (1st Grade). In 2 parts. Part 2. Moscow, 2011. In Russian.
Klyshka 1986 – Klyshka A. K. Primer. Minsk, 1986. In Belarusian.
Klyshka 2017 – Klyshka A. K. Primer. Textbook for 1st Grade. Minsk, 2017. In Belarusian.
Kostin 1947 – Kostin N. A. Primer. Leningrad, 1947. In Russian.
Redozubov 1930 – Redozubov S. P. Our Words. Primer and First Reading. Moscow, Leningrad, 1930. In Russian.
Redozubov 1946 – Redozubov S. P. Primer for Reading and Writing. Moscow, 1946. In Russian.
Salnikova, Galiullina 2013 – Salnikova A. A., Galiullina D. M. Tatar Cyrillic ABC Books: From ABC Book of Nikolay I. Ilminsky To Soviet Union Textbooks of the Late 1930s–1950s. Otechestvennaya i Zarubezhnaya Pedagogika. 2013, 4 (13). P. 111–129. In Russian.
Silova et al. 2014 – Silova I., Mead M., Palandjian G. Pedagogies of Space: (Re)Mapping National Territories, Borders, and Identities in Post-Soviet Textbooks. (Re)Constructing Memory: School Textbooks and the Imagination of the Nation. Ed. by James H. Williams. Rotterdam, Boston, Taipei, 2014. Р. 103–130.
Silova, Palandjian 2018 – Silova I., Palandjian G. Soviet Empire, Childhood, and Education. Revista Española de Educación Comparada. 2018, 31. P. 147–171.
Skripchenko, Vashulenko 1986 – Skripchenko N. F., Vashulenko M. S. Primer. Kiev, 1986. In Ukrainian.
Svadkovsky 1962 – Primer. Ed by I. F. Svadkovsky. Moscow, 1962. In Russian.
Vakhshtain 2016 – Vakhshtain V. S. The Identity of the City Does Not Depend on the Identity of Citizens. Arch:speech. ISD Forum. 2016, September 19. URL: https://archspeech.com/article/viktor-vahshtayn-identichnost-goroda-ne-zavisit-ot-identichnosti-gorozhan. In Russian.
Vashulenko, Vashulenko 2018 – Vashulenko M. S., Vashulenko O. V. Ukrainian Language. Primer. Kiev, 2018. In Ukrainian.
Vlasova 2011 – Vlasova T. A. Representation of National Culture in Modern Russian and Udmurt Primer. “On the Background of Pushkin Brought up Childhood”: The Pedagogy of the Visual in the Tutorial and the Painting. Ed by M. V. Tendryakova, V. G. Bezrogov. Moscow, 2011. P. 16–34. In Russian.
Voskresenskaya 1952 – Voskresenskaya A. I. Primer. Moscow, 1952. In Russian.
Larisa P. Kazakova
Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow.
PhD in Psychology,
Senior Lecturer of Psychology Department.
E-mail: kazakovaLP@yandex.ru