Рассадина С.А. (Rassadina S.A.)

Article PDF

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ СТИЛЬ» VS «ПИТЕРСКИЙ ЛУК»:
ГОРОДСКАЯ МОДА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена анализу восприятия городской моды (street style) в Санкт-Петербурге. Концептуальный контекст исследования связан с актуальной для города проблематикой поиска и артикуляции локальной идентичности. Цель данной работы – выявить значимые элементы визуального кода через сопоставление смысловых полей двух понятий, вынесенных в заглавие статьи. Выражение «петербургский стиль» широко используется в различных сферах для указания на характерные черты художественной жизни и повседневной культуры, питая стереотипные представления о своеобразии Северной столицы. Словосочетание «питерский лук» встречается в социальных сетях и в живом общении, служит маркером репрезентации, посредством которой представитель современной культуры ассоциирует себя с локальным визуальным дискурсом. Материалом для исследования послужили данные опроса, проведённого среди студентов Горного университета (90 % респондентов приехали в Санкт-Петербург из других городов России). В итоге были обнаружены области соответствия и расхождения между стереотипными ожиданиями, обусловленными брендом культурной столицы, и фактическими наблюдениями, а также выявлены значимые семантические оппозиции, характеризующие восприятие городской моды в молодёжной среде.

Ключевые слова: петербургский стиль, городская идентичность, социология моды, семиотика моды, молодёжная мода, студенческая среда, социокультурная адаптация.

Библиография
Гурова 2014 – Гурова О. Ю. «У вас так ярко одевается народ!»: социальные различия в потреблении одежды в Санкт-Петербурге и Новосибирске // Этнографическое обозрение. 2014. № 3. С. 52–70.
Илле 2018 –
Илле М. Е. Образ настоящего петербуржца в массовом сознании горожан // Историческая память и российская идентичность / Под. ред. В. А. Тишкова, Е. А. Пивневой. Москва, 2018. С. 375–396.
Попова 2018 –
Попова О. В. Территориальная идентичность петербуржцев: европейская vs региональная // Формирование современной европейской идентичности в рамках интеграции ЕС: социальное и культурное измерения / Под ред. Е. В. Викторовой. Санкт-Петербург, 2018. С. 130–137.
Узунова 2018 – Узунова В. Г. Гиперидентичность личности «петербургского стиля» // Историческая память и российская идентичность / Под. ред. В. А. Тишкова, Е. А. Пивневой. Москва, 2018. С. 364–374.
Устюгова 2011 –
Устюгова Е. Н. Петербургский стиль в зеркале позитивной и негативной мифологии города // Художественная аура: Истоки, восприятие, мифология. Москва, 2011. С. 178–192.

Софья Александровна Рассадина
Санкт-Петербургский горный университет, Россия.
Доктор философских наук, доцент,
профессор кафедры русского языка и литературы.
E-mail: sophia@rassadin.spb.ru

 

CLASSY REFINEMENT VS TRENDY LOOK:
CITY FASHION AMONG THE YOUTH IN ST. PETERSBURG

The article analyzes the perception of urban fashion (street style) in St. Petersburg. The conceptual context of the study is related to the topical issues of search and articulation of the city local identity. The purpose of this work is to identify significant elements of the visual code by comparing the semantic fields of the two concepts included in the title of the article. The expression ‘classy refinement’ (‘St. Petersburg style’) is widely used in various fields to indicate the characteristic features of artistic life and everyday culture, feeding stereotypical ideas about the uniqueness of the Northern capital. The phrase ‘trendy look’ (‘St. Pete look’) is found in social networks and in live communication. It serves as a marker of representation, through which a representative of modern culture associates himself with a local visual discourse. Data from a survey conducted among students of the Mining University (90 % of respondents came to St. Petersburg from other Russian cities) were used as a material for the study. As a result, areas of correspondence and discrepancies between the stereotypical expectations caused by the brand of the cultural capital and actual observations were found. The author identifies significant semantic oppositions that characterize the perception of urban fashion in youth environment.

Keywords: St. Petersburg street style, local identity, sociology of fashion, semiotics of fashion, youth fashion, sociology of student life, social and cultural adaptation.

References
Gurova 2014 – Gurova O. Y. “People Dress So Brightly Here!”: Social Distinctions through Clothing in St. Petersburg and Novosibirsk. Etnograficheskoe Obozrenie. 2014, 3. P. 52–70. In Russian.
Ille 2018 – Ille М. Е. The Image of Ideal Petersburger in the Collective Consciousness of City Residents.
Collective Memory and Identities in Russia. Ed. by V. A. Tishkov, E. A. Pivneva. Moscow, 2018. P. 375–396. In Russian.
Popova 2018 – Popova O. V. Territorial Identity of Citizens in St. Petersburg: European vs Regional.
Modern European Identity Formation in the Framework of the EU Integration: Social and Cultural Dimensions. Ed. by E. V. Viktorova. St. Petersburg, 2018. P. 130–137. In Russian.
Uzunova 2018 – Uzunova V. G. Hyperidentity of ‘St. Petersburg Style’ Personality.
Collective Memory and Identities in Russia. Ed. by V. A. Tishkov, E. A. Pivneva. Moscow, 2018. P. 364–374. In Russian.
Ustiugova 2011 – Ustiugova E. N. St. Petersburg Style as Reflected in Positive and Negative Mythology of the City.
Aura of Arts: Origins, Perception, Mythology. Moscow, 2011. P. 178–192. In Russian.

Sophia A. Rassadina
St. Petersburg Mining University, Russia.
Doctor of Philosophy,
Professor of Russian Language and Literature Department.
E-mail: sophia@rassadin.spb.ru