Белорусов А.С. (Belorusov A.S.), Орлова Е.А. (Orlova E.A.)

Article PDF

ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КОДА ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ЖИВОЙ СТАРИННОЙ ВЫВЕСКИ
Г. РЫБИНСКА

Аннотация. В статье рассматривается изменение культурного кода исторического центра старинного купеческого города Рыбинска Ярославской области на примере необычной культурной практики по созданию Музея живой старинной вывески XIX века – музея под открытым небом. По мнению авторов, данный проект приобрёл широкую известность за счёт новаторского подхода к изменению и закреплению законодательных правил по размещению информации в масштабах исторического центра. Опыт проекта может быть интересен и другим историческим городам России, которые находятся в состоянии смены парадигмы развития, в поиске своего места в новой экономической реальности.

Ключевые словакультурный код, социокультурный код, исторические города, культурно-историческое наследие, музей под открытым небом, старинные вывески, культурная практика, туристический поток, рыбинские вывески, имиджевая коммуникация.

Библиография
Андреева 2020 – Андреева А. Ю. История формирования перечня исторических поселений (с 1970 г. по настоящее время) // Проблемы исследования социокультурной среды древних городов. Рязань, 2020. С. 7–15.
Гудков, Жукова 2017 – Гудков С. А., Жукова И. Е. Культурные коды как инструмент бесконфликтной реновации городской среды // Innovative Project. 2017. Т. 2. № 1. С. 106–111.
Гужова 2014 – Гужова И. В. Визуализация культурного кода города в имиджевой коммуникации с помощью ново-медийных технологий (семиотический подход) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2-2 (40). С. 45–49.
Емельянова 2004 – Емельянова М. С. Архитектура города Рыбинска конца ХVШ – начала XX веков. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии. Ярославль, 2004.
Завьялова 2014 – Завьялова А. Н. Социокультурный код как системообразующий фактор структурирования и функционирования города // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 9 (28). С. 139–140.
Мкртчян  2017 – Мкртчян Н. В. Миграция молодёжи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 225–242.
 Сазиков 2019 – Сазиков А. В. Рыбинский эксперимент: вывески в реконструкции исторической среды старого города // Дизайн-ревю. 2019. № 1-4. С. 130–136.
Чекмарева, Чекмарева 2019 – Чекмарева Е. В., Чекмарева Т. В. Музеи под открытым небом. Проект музеефикации фрагментов острога Омской крепости // Строительство: наука и образование. 2019. Т. 9. № 4. Ст. 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.nso-journal.ru/public/journals/1/issues/2019/04/2305-5502.2019.4.5.pdf (дата обращения: 15.09.2022).

Артём Сергеевич Белорусов
магистрант Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования.
Московский педагогический государственный университет, Россия.
Е-mail: art.belorusow@yandex.ru

Елена Александровна Орлова
кандидат психологических наук,
доцент кафедры коммуникационного менеджмента и рекламы, связей с общественностью.
Московский педагогический государственный университет;
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Россия.
Е-mail: pr-orlova@list.ru 

 

CHANGING THE CULTURAL CODE OF A CITY ON THE EXAMPLE OF THE MUSEUM OF THE LIVING OLD SIGN IN RYBINSK

Abstract. The article discusses the change in the cultural code of the historical center of the ancient merchant city of Rybinsk, Yaroslavl region, using the example of an unusual cultural practice to create a Museum of Living Antique Signs of the 19th century – an open-air museum. According to the authors, this project has become widely known due to the innovative approach to change and consolidate the legislative rules for the arrangement of information in the historical center. The experience of the project may be of interest to other historical cities of Russia, which are in a state of changing the development paradigm, searching for their place in a new economic reality.

Keywordscultural code, socio-cultural code, historical cities, cultural and historical heritage, open-air museum, old signs, cultural practice, tourist flow, Rybinsk signs, image communication.

References
Andreeva 2020 – Andreeva A. Yu. History of the List of Historical Settlements (since 1970 to the Present Time). Problems of Researching the Socio-Cultural Environment of Ancient Cities. Ryazan, 2020. Pp. 7–15. In Russian.
Chekmareva, Chekmareva 2019 – Chekmareva E. V., Chekmareva T. V. Open-Air Museums. Project of Museumification of Stockade Fragments in the Omsk Fortress. Construction: Science and Education. 2019. Vol. 9. 4. URL: http://www.nso-journal.ru/public/journals/1/issues/2019/04/2305-5502.2019.4.5.pdf (date of access: 15.09.2022). In Russian.
Gudkov, Zhukova 2017 – Gudkov S.A., Zhukova I.E. Cultural Codes as an Instrument of Conflict-Free Renovation of the Urban Environment. Innovative Project. 2017. Vol. 2. 1. Pp. 106–111. In Russian.
Guzhova 2014 – Guzhova I. V. Town Cultural Code Visualization in Image Communication with New Media Technologies Help (Semiotic Approach). Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2014. 2-2 (40). Pp. 45–49. In Russian.
Emelyanova 2004 – Emelyanova M. S. Architecture of Rybinsk in the Late 18th – early 20th Centuries. Abstract of PhD in Cultural Studies Thesis. Yaroslavl, 2004. In Russian.
Mkrtchan 2017 – Mkrtchan N. V. The Youth Migration from Small Towns in Russia. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2017. 1. Pp. 225—242. In Russian.
Sazikov 2019 – Sazikov A. V. Rybinsk Experiment: Signboards in the Reconstruction of the Historical Environment of the Old City. Design-review. 2019. 1-4. Pp. 130–136. In Russian.
Zavyalova 2014 – Zavyalova A. N. The Sociocultural Code as System-Forming the Factor of Structuring and Functioning of City. International Research Journal. 2014. 9 (28). Pp. 139–140. In Russian.

Artem S. Belorusov
Master student at the Institute of Journalism, Communications and Media Education.
Moscow Pedagogical State University, Russia.
Е-mail: art.belorusow@yandex.ru

Elena A. Orlova
Cand. Sci. (Psychology),
Associate Professor at the Department of Management of Media Communications, Advertisement and Public Relations.
Moscow Pedagogical State University;
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Е-mail: pr-orlova@list.ru