Соколова Л.С. (Sokolova L.S.)

Article PDF

«ИВАНЫ, ПОМНЯЩИЕ РОДСТВО». СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ В ФОЛЬКЛОРНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация. Под понятие «горожане в загородных практиках» подходят фольклорные смены в летнем лагере «Нечайка» Пермского края для современных городских детей. Такие смены проводились трижды с 2018 года. К реализации программы профильной смены привлекаются мастера – специалисты по фольклору, этнографии, декоративно-прикладному искусству Прикамья. Ежегодно в фольклорной смене участвует примерно 260 детей от 7 до 17 лет, никто из них не является участником фольклорных коллективов, многие изначально с недоверием и пренебрежением относятся ко всему «народному». Цель смены – социализация участников средствами народной традиционной культуры. Смена устроена как средневековый город – со своим князем, дружиной, монетным двором, валютой, «жителями» – слобожанами, боярами, воеводами. Повседневной одеждой мастеров смены являются народные костюмы. Фольклорная смена обнажила проблемы современных детей и подростков, самая заметная из которых – размытость гендерных ролей. Одна из задач, которую решали мастера совместно с вожатыми, – воспитание уважительных взаимоотношений между детьми и подростками – решалась средствами народной традиционной культуры: с помощью народных игр, народного театра, бытовых танцев, вербальных и музыкальных форм фольклора. В «родительский день» для детей и их родителей были проведены индивидуальная и групповая фотосессии в народных костюмах. Итогом фольклорной смены в «средневековом городе» стали: богатый багаж народных игр, сказок, поделок, песен, плясок, хороводов и общая увлечённость народной традиционной культурой всеми 260 участниками лагеря.

Ключевые словафольклор, фольклорный лагерь, народная культура, средневековый город, дети, подростки, народные игры.

Библиография
Ганичева и др. 2017 – Ганичева А. Н., Демидова Н. И., Дубровская Е. А. и др. Социализация личности ребенка от рождения до школы в современных культурно-исторических условиях. Москва, 2017.
Крапчунов 2021 – Крапчунов Д. Е. Визуальные проекции почитания сорока Севастийских мучеников в праздничной обрядности русской традиционной культуры // Визуальная теология. 2021. № 1 (4). С. 60–84.

Лилия Сергеевна Соколова
педагог дополнительного образования,
почётный работник общего образования Российской Федерации,
руководитель образцового детского коллектива –
фольклорного ансамбля «Соловейка».
Детская школа искусств Мотовилихинского района г. Перми, Россия.
E-mail: soloveykaru@mail.ru

 

“IVANS WHO REMEMBER THEIR ORIGIN”. MODERN CHILDREN IN FOLKLORE CAMP

Abstract. The definition of “Citizens in suburban practices” includes folklore sessions at the Nechaika summer camp in the Perm Territory for modern urban children. Such ventures have been held three times since 2018. Masters – specialists in folklore, ethnography, decorative and applied arts of the Kama region are involved in the implementation of the program. Every year, about 260 children from 7 to 17 years old take part in the folklore session, none of them is a member of folklore groups, many initially treat everything “folk” with distrust and disdain. The purpose of the change is to socialize the participants by means of folk traditional culture. The change is arranged like a medieval city – with its own prince, squad, mint, currency; “inhabitants” – Slobozhans, boyars, governors. Everyday clothes of shift masters are folk costumes. The change in folklore exposed the problems of modern children and adolescents, the most noticeable of which is vagueness of gender roles. One of the tasks that the masters solved together with the leaders – the upbringing of respectful relationships between children and adolescents – was solved by means of folk traditional culture: with the help of folk games, folk theater, everyday dances, verbal and musical forms of folklore. On the “parents’ day” for children and their parents, individual and group photo sessions were held in folk costumes. The result of the folklore shift in the “medieval city” was: a rich baggage of folk games, fairy tales, crafts, songs, dances, round dances and a common enthusiasm for folk traditional culture of all 260 camp participants.

Keywordsfolklore, folklore camp, folk culture, medieval city, children, teenagers, folk games.

References
Ganicheva et al. 2017 – Ganicheva A. N., Demidova N. I., Dubrovskaya E. A. et al. Socialization of the Personality of the Child from Birth to School in Modern Cultural and Historical Conditions. Moscow, 2017. In Russian.
Krapchunov 2021 – Krapchunov D. E. Visual Projections of the Forty Martyrs of Sebaste Veneration in the Festive Rites of Russian Traditional Culture. Journal of Visual Theology. 2021. 1 (4). P. 60–84. In Russian.

Liliya S. Sokolova
Teacher of Additional Education,
Honorary Worker of General Education of the Russian Federation,
Head of an Exemplary Children’s Group –
Folklore Ensemble “Soloveyka”.
Children’s Art School of the Motovilikha district, Perm, Russia.
E-mail: soloveykaru@mail.ru