Голованов В.П. (Golovanov V.P.)

Article PDF

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей в условиях территории региона и муниципалитета. Представлены основные концептуальные подходы территориально-муниципальной воспитательной модели дополнительного образования детей. Автор обращает внимание на основные векторные точки, раскрывающие социокультурный потенциал региона, муниципалитета и микрорайона. Показывается, что центральным показателем и критерием реального качества жизни на определённой территории является состояние «пространства детства» как основы и залога достойного будущего страны и жизни на данной территории. Создание персонифицированного, комфортного, безопасного и счастливого пространства детства позволяет решить проблему формирования личности человека как жителя, хранителя и созидателя социокультурных ценностей и традиций конкретной местности.

Ключевые словавоспитание, дополнительное образование детей, социум, детство, ребенок, традиции.

Библиография
Асафова 2006 – Асафова Т. Ф. Модели повышения доступности дополнительного образования детей в сельском социуме // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2006. № 2. С. 163–168.
Байбородова и др. 2020 – Байбородова Л. В., Зеленова Д. А.Пополитова О. В.  Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации национального проекта «Образование» // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 2 (30). С. 56–68. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.5695 (дата обращения: 05.09.2022).
Бочкарева 2016 – Бочкарева Т. Р. Педагогические принципы трансформации воспитания школьников в современной культурно-идеологической системе сельского социума // Молодой учёный. 2016. № 16 (120). С. 325–329.
Голованов 2021 – Голованов В. П. Воспитательная модель современного дополнительного образования детей // Про_ДОД. Информационно-методический журнал. 2021. № 4 (34). С. 5–14.
Голованов 2022 а – Голованов В. П. К вопросу о стратегии и тактике современного дополнительного образования детей: через призму тридцатилетнего юбилея // Про_ДОД. Информационно-методический журнал. 2022. № 1 (37). С. 6–15.
Голованов 2022 б – Голованов В. П. Муниципальная территория – личное пространство дополнительного образования детей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022. № 1 (82). С. 38–42.
Косарецкий и др. 2020 – Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых приоритетов государственной политики // Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. Выпуск 17.
Мельникова 2016 – Мельникова Г. Т. Дополнительное образование детей: актуальные проблемы и пути решения // Мир педагогики и психологии. 2016.  № 5 (5). С. 18–22.

Виктор Петрович Голованов
доктор педагогических наук, профессор,
главный научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных научных исследований.
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва, Россия.
E-mail: golovanov@institutdetstva.ru

 

TERRITORIAL-MUNICIPAL COMPONENT OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AS AN EDUCATIONAL SPACE OF CHILDHOOD

Abstract. This article examines the problem of realizing the educational potential of additional education for children in the region and municipality. The main conceptual approaches to the territorial and municipal model of additional education for children are presented. The author draws attention to the main vector points revealing the socio-cultural potential of the region, municipality and microdistrict. It shows that the central indicator and criterion of the real quality of life in a particular territory is the state of the “space of childhood” as the basis and guarantee of a decent future of the country and life in the territory. The creation of a personified, comfortable, safe and happy space of childhood allows to solve the problem of forming a personality as a resident, a keeper and creator of socio-cultural values and traditions of a particular area.

Keywordseducation, additional education of children, society, childhood, child, traditions.

References
Asafova 2006 – Asafova T. F. Models for Increasing Availability of Additional Education of Children in Rural Society. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2006. 2. Pp. 163–168. In Russian.
Bayborodova et al. 2020 – Bayborodova L. V., Zelenova D. A., Popolitova O. V. Development of Rural Educational Organizations in the Context of the National Project «Education». Lifelong Education: The XXI Century. 2020. 2 (30). URL: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.5695 (date of access: 05.09.2022). In Russian.
Bochkareva 2016 – Bochkareva T. R. Pedagogical Principles of Transformation of Schoolchildren Education in the Modern Cultural and Ideological System of Rural Society. Young Scientist. 2016. 16 (120). Pp. 325–329. In Russian.
Golovanov 2021 – Golovanov V. P. Educational Model of Modern Additional Education for Children. Pro_DOD. Informational and Methodical Journal. 2021. 4 (34). Pp. 5–14. In Russian.
Golovanov 2022 a – Golovanov V. P. To the Question of the Strategy and Tactics of Modern Additional Education of Children: Through the Prism of the 30th Anniversary. Pro_DOD. Informational and Methodical Journal. 2022. 1 (37). Pp. 6–15. In Russian.
Golovanov 2022 b – Golovanov V. P.  Municipal Territory – A Personal Space for Additional Education of Children. Mynizipalnoe Obrazovanie: Innovation And Experiment. 2022. 2 (83). Pp. 38–42. In Russian.
Kosaretsky et al. 2020 – Kosaretsky S. G., Pavlov A. V., Mertsalova T. A., Anchikov K. M. Additional Education: Changes in the Context of Implemented State Policy Priorities. Information and Analytical Materials on the Results of Statistical and Sociological Surveys. National Research University “Higher School of Economics”. 2020. Iss. 17.
Melnikova 2016 – Melnikova G. T. Additional Education of Children: Problems and Solutions. World of Pedagogy and Psychology. 2016. 5 (5). Pp. 18–22. In Russian.

Viktor P. Golovanov
Dr. Sci. (Pedagogical Sciences), Professor,
Chief Researcher at the Laboratory of Fundamental and Applied Scientific Research.
Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia.
E-mail: golovanov@institutdetstva.ru