|
Аннотация. В культуре как реальном способе жизнедеятельности конкретных субъектов не существует ни замков, ни засовов, ни кодов, ни ключей. Есть только люди, совершающие те или иные действия и поступки, создающие различные материальные и духовные продукты, стремящиеся воспитать следующее поколение субъектов культуры. Совместная жизнедеятельность людей не предполагает кодирования целей и смыслов, потому что может осуществляться только на основе взаимопонимания, достижение которого требует огромных усилий по созданию материальных, знаково-символических средств, обеспечивающих адекватную передачу духовного, ценностно-смыслового содержания культуры. Любое воплощение смысла в предметах, поступках, отношениях может стать визуализацией этого смысла, если смысл находит в этом воплощении материальный, чувственно воспринимаемый носитель. Присущее нашим предкам понимание того, что есть Истина, Красота и Добро Божьего мира прямо и непосредственно воплощены в архитектуре исторических городов, в местах расположения и внешнем облике кремлей, крепостей, храмов, городских построек различного назначения, в иконописи и предметах декоративно-прикладного искусства. Если исторические города и любые иные продукты древних цивилизаций всё ещё существуют в наследии современных субъектов культуры, то исключительно потому, что в каждом поколении находились те, кто сохранял их, оберегал и передавал их из рук в руки новому поколению хранителей. Всё, что мы называем «вечным», непреходящим в культуре человечества, является таковым только потому, что доныне реально воспроизводилось и передавалось от одного поколения к другому посредством не знающей разрывов культурной традиции.
Ключевые слова: исторические города, культура, ценности, смыслы, материальные носители смыслов, связь поколений, традиция.
Библиография
Чернякова 2017 – Чернякова Н. С. Знание истории как элемент повседневной жизни: философско-методологические аспекты // Евразийский юридический журнал. 2017. № 1 (104). С. 391–393.
Чернякова 2019 – Чернякова Н. С. Прошлое как атрибут настоящего // «Прошлое»: теория и практика (де)конструирования в научном и политическом дискурсах. Казань, 2019. С. 46–54.
Наталия Степановна Чернякова
доктор философских наук,
профессор кафедры этнокультурологии.
Российский государственный педагогический университет
имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: cherns2011@yandex.ru
Abstract. In culture, as a real life of people, there are no locks, no bolts, no codes, or keys. There are only people who perform certain actions and deeds, create various material and spiritual products, and strive to educate the next generation of cultural subjects. The joint life activity of people does not imply coding of goals and meanings, because life can be carried out only on the basis of mutual understanding, the achievement of which requires enormous efforts to create material and symbolic means that ensure adequate transmission of the spiritual, value content of culture. Any embodiment of meaning in objects, actions, relationships can become a visualization of the meaning if this meaning finds a material, sensually perceived carrier. Our ancestors’ understanding of Truth, Beauty and Good of God’s world is directly embodied in the architecture of historical cities, in the locations and appearance of Kremlins, fortresses, temples, city buildings of various purposes, in iconography and objects of decorative and applied art. If historical cities and any other products of ancient civilizations still exist in the heritage of modern cultural subjects, it is merely because of those who preserved, protected and passed them from hand to hand to a new generation of keepers. Everything that we call “eternal”, imperishable in the culture of mankind, is such only because it has been really reproduced and transmitted from one generation to another through cultural tradition that knows no gaps.
Keywords: historical cities, culture, values, meanings, material carriers of meanings, connection of generations, tradition.
References
Chernyakova 2017 – Chernyakova N. S. Knowledge of History as an Element of Ordinary Life: Philosophical and Methodological Aspects. Eurasian Law Journal. 2017. 1 (104). Pp. 391–393. In Russian.
Chernyakova 2019 – Chernyakova N. S. The Past as an Attribute of the Present. “The Past”: Theory and Practice of (De)construction in Scientific and Political Discourses. Kazan, 2019. Pp. 46–54. In Russian.
Natalia S. Chernyakova
Dr. Sci. (Philosophy),
Professor of Ethnographic and Cultural Studies Department.
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.
E-mail: cherns2011@yandex.ru