Цветкова Е.Т. (Tsvetkova E.T.)

Article PDF

ПАМЯТНИКИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ДРЕВНЕЙ РУСИ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ФЕНОМЕНА РУССКОГО СКОМОРОШЕСТВА

Аннотация. В последние годы в России возрастает интерес к различным видам традиционного народного творчества. В среде теоретиков и практиков отечественного фольклорного движения образовалось направление, стремящееся реконструировать зрелищно-игровую деятельность русских скоморохов. Так как собственного письменного наследия скоморохов не сохранилось, проблема отсутствия достоверных исторических источников решается зачастую путём конструирования иллюзорных фикций, направленных на обеспечение мнимого эффекта «верности традиции». С недопустимыми искажениями, превратно интерпретируется содержание как письменных, так и изобразительных источников, в том числе памятников монументальной живописи древней Руси. В статье рассматривается и анализируется проблема таких искажений, предлагаются пути их выявления и устранения.

Ключевые словаиконография, иконология, традиция, фольклор, скоморох, фресковые композиции, Мелётово, карикатура, неоязычество.

Библиография
Аргов 2015 – Аргов А. В. Культурные смыслы русского скоморошества: диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии. Санкт-Петербург, 2015.
Бобров, Миура 2014 – Бобров  А. Г., Миура К. Литературный источник Мелётовской фрески // Труды Отдела древнерусской литературы. Том 63. Санкт-Петербург, 2014. С. 485–498.
Высоцкий, Тоцкая 1967 – Высоцкий С. А., Тоцкая И. Ф. Новое о фреске «Скоморохи» в Софии Киевской // Культура и искусство Древней Руси. Ленинград, 1967. С. 50–57.
Дворкин 2022 – Дворкин А. Л. Кто придумал неоязычество. Москва, 2022.
Лихачёв 1964 – Лихачёв Д. С. Древнейшее русское изображение скомороха и его значение для истории скоморошества // Проблемы сравнительной филологии. Москва, Ленинград, 1964. С. 462–466.
Тимофеева 2016 – Тимофеева М. Н. Тема скоморошества в русской музыкальной культуре: инструментоведческий аспект. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2016.
Хоружий 2017 – Хоружий С. С. Злоключения традиции, или Почему нужно защищать традицию от традиционалистов // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 104–120.
Цветкова 2022 – Цветкова Е. Т. Элементы политической карикатуры в настенной росписи церкви Успения Богородицы в Мелётово // Актуальные проблемы монументального искусства. Санкт-Петербург, 2022. С. 364–371.

Екатерина Тагировна Цветкова
магистрант Института художественного образования.
Российский государственный педагогический университет
имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: tsvetkovaekaterinat@yandex.ru

 

MASTERPIECES OF MONUMENTAL PAINTING OF ANCIENT RUSSIA AS PICTORIAL SOURCES IN THE RESEARCH OF THE PHENOMENON OF RUSSIAN BUFFOONERY

Abstract. In recent years, the interest to various types of traditional folk art has been increasing in Russia, and among theorists and practitioners of the national folklore movement, a trend has been formed that seeks to reconstruct the entertainment and gaming activities of Russian buffoons. Since buffoons’ own written heritage has not been preserved, the problem of the lack of reliable historical sources is often solved by constructing illusory fictions aimed at making imaginary effect of “fidelity to tradition”. The content of both written and pictorial sources, including pieces of monumental painting of Ancient Russia, is misinterpreted with unacceptable distortions. The article discusses and analyzes the problem of such distortions, suggests ways to define and eliminate them.

Keywordsiconography, iconology, tradition, folklore, buffoon, fresco compositions, Meletovo, caricature, neo-paganism.

References
Argov 2015 – Argov A. V. Cultural Meanings of Russian Buffoonery. Thesis of PhD in Cultural Studies. St. Petersburg, 2015. In Russian.
Bobrov, Miura 2014 – Bobrov A. G., Miura K. The Literary Source of the Meletovo Fresco. Proceedings of the Department of Old Russian Literature. Vol. 63. St. Petersburg, 2014. Pp. 485–498. In Russian.
Dvorkin 2022 – Dvorkin A. L. Who Invented Neo-Paganism. Moscow, 2022. In Russian.
Horujy 2017 – Horujy S. S. The Misadventures of the Tradition or Why it is Necessary to Defend the Tradition from Traditionalists. Voprosy Filosofii [Questions of Philosophy]. 2017. 9. Pp. 104–120. In Russian.
Likhachev 1964 – Likhachev D. S. The Oldest Russian Image of a Buffoon and Its Significance for the History of Buffoonery. Problems of Comparative Philology. Moscow, Leningrad, 1964. Pp. 462–466. In Russian.
Timofeeva 2016 – Timofeeva M. N. The Topic of Buffoonery in Russian Musical Culture: Aspect of the Instrumental Science. Thesis of PhD in Art History. St. Petersburg, 2016. In Russian.
Tsvetkova 2022 – Tsvetkova E. T. Elements of Political Caricature in the Wall Painting of the Church of the Assumption of the Virgin in Meletovo. Actual Problems of Monumental Art. St. Petersburg, 2022. Pp. 364–371. In Russian.
Vysotsky, Totskaya 1967 – Vysotsky S. A., Totskaya I. F. New about the Fresco “Buffoons” in St. Sofia of Kiev. Culture and Art of Old Russia. Leningrad, 1967. Pp. 50–57. In Russian.

Ekaterina T. Tsvetkova
Master’s student at the Institute of Art Education.
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.
E-mail: tsvetkovaekaterinat@yandex.ru